город Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-303869/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 08 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России"
на решение от 12 февраля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 27 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-303869/18
по заявлению 182 отдела ГАСН
о привлечении к административной ответственности
к ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России",
УСТАНОВИЛ:
182 отдел ГАСН обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее - предприятие) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН от 23.08.2018 N 211 в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства "Обустройство фондов Нахимовского военно-морского училища на 560 мест" по адресу: г. Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Шевченко, II этап, шифр объекта 3-21/16-88 (далее - объект), и на основании программы проверок от 10.04.2018 N 1 с 28.09.2018 по 11.10.2018 проведена проверка в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", которое является заказчиком на объекте в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Согласно полученным результатам проверки от 11.10.2018, проведенной в присутствии старшего инженера-инспектора группы технического надзора отдела строительства специальных объектов (г. Североморск) РУЗКС ЗВО Исиченко А.С., специалиста службы контроля качества строительства строительного управления N 4 АО "ГУОВ" Геллера Ю.А., начальника участка ООО "ОлимпСитиСтрой" составлен акт от 11.10.2018 N 170/1, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требований проектной документации, порядка ведения и предоставления исполнительной документации, СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, утвержденного приказом Госстроя от 25.12.2012 N 109/ГС (далее - СП 70.13330.2012), СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781 (далее - СП 48.13330.2011), а также Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 468, Положение N 468).
В связи с чем, 11.10.2018 ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" вынесено предписание N 170/1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором определены сроки устранения недостатков до 05.11.2018.
Акт проверки и предписание были направлены в адрес юридического лица 12.10.2018 (исх. N 197/182/1460) и получены адресатом 25.10.2018 в соответствии с уведомлением о получении почтового отправления.
Извещение об устранении нарушений ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" в адрес 182 отдела ГАСН не направило, о продлении сроков устранения замечаний не ходатайствовало.
26.10.2018 ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" представило извещение от 26.10.2018 N 121 об окончании строительства объекта "Обустройство фондов Нахимовского военно-морского училища на 560 мест" по адресу: г. Мурманск, Первомайский административный округ, ул. Шевченко, II этап, шифр объекта 3-21/16-88.
Приказом начальника 182 отдела ГАСН от 29.10.2018 N 274 назначена проверка законченного объекта капитального строительства с 02.11.2018 по 16.11.2018. Данный приказ направлен заказчику и был зарегистрирован 29.10.2018 под вх. N 27496. Копия данного приказа, а также сопроводительное письмо с требованием представить комплект итоговой исполнительной документации, акты строительного контроля и акты об устранении выявленных в ходе строительства нарушений направлены начальнику регионального отдела ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" в г. Североморске (от 30.10.2018 исх. N 197/182/1591).
Как предписывает пункт 26 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (далее - Приказ N 1129) указанная проверка проводилась путем визуального осмотра объекта капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование и примененные строительные материалы (изделия). Проверке также подлежали все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
07.11.2018 по результатам данной проверки выявлены нарушения, в том числе неисполнение требований предписания от 11.10.2018 N 170/1, а именно неисполнение в установленный срок замечаний, указанных в пунктах NN 2, 5, 6 предписания:
пункт 2 - в разделе N 4 общего журнала работ N 1-Ск по зданию крытого комплекса с бассейном на 40 человек в смену и ледовым катком (N 11 по ГП) сведения о проведении строительного контроля заказчиком с 26.06.2018 отсутствуют. Не представлены (отсутствуют) акты об устранении ранее выявленных нарушений на акты строительного контроля заказчика от 15.06.2018 N 41, от 04.07.2018 N 44, от 01.08.2018 N 49, от 06.08.2018 N 51, от 07.08.2018 N 52 (нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; проекта 3-21/16-88-2-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, р. 13; пункта 3.23 СП 70.13330.2012; Положения о N 468);
пункт 5 - в помещении N 151 здания крытый комплекс с бассейном на 40 человек в смену и ледовым катком (N 11 по ГП) монтаж труб и распределительных коробок рабочего и аварийного освещения к нижнему поясу ферм перекрытая выполнен на отм. "+6.250", проектом предусмотрен монтаж на отметках "+6.000" (нарушение требований проекта 3-21/16-88-2-ГШ1-ЭО, альбом ЭО, л. 12);
пункт 6 - по крытому комплексу с бассейном на 40 человек в смену и ледовым катком (N 11 по ГП) не представлена исполнительная документация (акты освидетельствования скрытых работ, геодезические исполнительные схемы, акты освидетельствования ответственных конструкций) на устройство оснований и фундаментов, на устройство монолитных конструкций подвала здания, конструкций первого и второго этажей здания, на устройство металлических конструкций ледового катка, устройство железобетонных стен плавательного бассейна, на устройство кровли, на устройство инженерных систем водоснабжения и водоотведения, системы электроснабжения и монтаж оборудования, устройство системы вентиляции и кондиционирования воздуха, систем пожарной и охранной сигнализации. Не представлены (отсутствуют) журналы входного контроля качества строительных материалов, журналы антикоррозийной защиты, журнал ухода за бетоном, журнал монтажа строительных конструкций, журнал арматурных работ, журнал сварочных работ (нарушение требований пункта 3.23 СП 70.13330.2012; проекта 3-21/16-88-2-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, л. 18, л. 19; пунктов 4.17, 4.18 СП 68.13330.2017).
Ввиду того, что ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" не исполнило предписание 182 отдела ГАСН об устранении выявленного нарушения обязательных требований в установленный срок, юридическому лицу направлено приглашение на составление протокола об административном правонарушении на 29.11.2018 (от 08.11.2018 исх. N 197/182/1648, получено адресатом 19.11.2018).
На составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" Колотвин С.А., действующий на основании доверенности от 13.06.2018 N 153.
В связи с невыполнением в установленный срок замечаний 182 отдела ГАСН, указанных в предписании от 11.10.2018 N 170/1, 29.11.2018 главным инспектором 182 отдела ГАСН Барановым С.Ю. в соответствии со статьями 28.1, 28.2 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении N 182/2018/63 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России".
С учетом положений статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что заявителем не были нарушены нормы КоАП РФ при проведении проверки, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии в действиях ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку предприятием не исполнено предписание от 11.10.2018 N 170/1 в установленный срок.
Судами также сделан вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, который составляет год, не пропущен.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.03.2019 N 823-О, федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
С учетом содержащихся в указанном определении разъяснений следует, что федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Принимая во внимание, что срок исполнения предписания от 11.10.2018 N 170/1 установлен до 05.11.2018, суд кассационной инстанции считает, что на дату принятия решения судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ истек.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2019 года по делу N А40-303869/18 отменить.
В удовлетворении заявленных требований 182 отдела ГАСН отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.