г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-291374/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Варивода В.В. по дов. от 18.01.2018;
от заинтересованного лица: неявка уведомлен;
рассмотрев 10 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 06 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 18 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-291374/18,
по заявлению Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Религиозная организация "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - Заявитель, ФХУ РПЦ, Организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росреестра по Москве от 16.10.2018 г. по делу об административном правонарушении N 43/02/2018 о привлечении Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2019 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2019 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Представитель заинтересованного лица, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из фактических обстоятельств по делу, Управлением Росреестра по Москве в лице заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Каниковского А.А. по делу об административном правонарушении (по результатам административного обследования) N 43/02/2018 было вынесено Постановление о назначении административного наказания от 16.10.2018 г., согласно которому на Религиозную организацию "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", было наложено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб. за нарушение части 3 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом) в связи с неосвоением земельного участка по адресу: г. Москва, Осташковский проезд, вл. 4 (парк "Торфянка").
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно и обоснованно исходили из следующего.
Частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено, неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20.10.2010 г. N 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы", принятым по инициативе Русской Православной Церкви в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ Москвы) от 6.08.2014 г. N 3252-02 ДГИ и договором безвозмездного срочного пользования от 28.08.2014 г. N М-02-607616, заключенным ДГИ Москвы с Заявителем, последнему был предоставлен земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровыми N 77:025:0010009:3747 площадью 2 086 кв. м, договор действует в настоящее время.
Как установлено судами, заявитель в соответствии с действующим градостроительным законодательством начал осваивать вышеуказанный земельный участок. Однако строительство храмового комплекса на выделенном участке осуществить не удалось, как поясняет заявитель, из-за активного противодействия местных жителей, что подтверждается, в том числе, письмом Уполномоченного по правам человека в г. Москве в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31.03.2017 г. исх. N УПЧ-02-26-13/7.
Также судами указано, что Правительством Москвы были предприняты меры для замены данного земельного участка на другой участок по адресу: Анадырский проезд, вл.8, что подтверждается письмом Мэра Москвы в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 30.03.2016 г. исх. N 4-14-255/6, где кроме прочего указано, что расторжение договора безвозмездного срочного пользования земельным участком будет осуществлено в установленном законом порядке после утверждения градостроительной документации на участок по адресу: Анадырский проезд, вл. 8.
Суды отметили, что градостроительный план вышеуказанного земельного участка (ГПЗУ) был аннулирован, что подтверждается выпиской из протокола Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы по вопросам градостроительной деятельности (ГЗК) от 09.11.2015 г. N 42 (пункт 32).
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Как верно указано судами, в силу пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ, для получения разрешения на строительство Заявитель был обязан предоставить Градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство. После аннулирования Градостроительного плана земельного участка получить разрешение на строительство храмового комплекса на данном земельном участке и начать строительство было невозможно без нарушения действующего законодательства.
Как указывают суды, из пояснений заявителя следует, что из мероприятий по фактическому освоению участка удалось только поставить забор, который отражен в документах Управления Росреестра по Москве, и поклонный крест, который является частью храмового комплекса, около него еженедельно проводятся богослужения. Хронология событий отражена в справке настоятеля (руководителя) Патриаршего Подворья - храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской протоиерея О.А. Шалимова от 12.10.2018 г., содержание которой принято судом во внимание.
Судами установлено, что вышеуказанные документы были представлены в Управление Росреестра по Москве.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как верно указано судами, в оспариваемом постановлении в нарушение требований статей 26.1 - 26.3, 29.10 КоАП РФ не отражены конкретные обстоятельства правонарушения, не установлена вина лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении правонарушения, то есть постановление не мотивировано, в связи с чем, не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Наличие вины применительно к административному правонарушению, предусмотренному частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ, не презюмируется, а подлежит доказыванию. Вина является необходимым условием административной ответственности. Не может быть административной ответственности без установления вины. Обратное противоречило бы принципу невиновности, установленному статьей 1.5 КоАП РФ, согласно которому, лицо, в отношении которого ведется производство по делу не обязано доказывать свою невиновность. При этом все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Вина юридического лица в совершении указанного правонарушения не установлена при рассмотрении дела и не доказана имеющимися материалами дела об административном правонарушении.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что поскольку недоказанность в действиях Заявителя состава вмененного правонарушения установлена, оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о признании оспариваемого Заявителем Постановления Управления Росреестра по Москве от 16.10.2018 г. по делу об административном правонарушении N 43/02/2018 о привлечении Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ незаконным и подлежащим отмене.
Кроме того, следует отметить, что к моменту вынесения постановления административным органом истек срок давности привлечения заявителя к административной ответственности.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2019 года по делу N А40-291374/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.