г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А41-769/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от НП "ЭМАССерт": Михайловой К.А. (по доверенности от 17.07.2018);
от ООО "МПК Коломенский": Грызунова М.И. (по доверенности от 30.07.2000);
от Администрации Коломенского городского округа Московской области: Цаплова А.Ю. (по доверенности от 21.02.2019);
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Гуничева А.В. (по доверенности от 26.07.2019);
рассмотрев 08.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019
по иску некоммерческого партнерства "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация"
к обществу с ограниченной ответственностью "МПК Коломенский"
при участии в деле третьих лиц: Администрации Коломенского городского округа Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области
об обязании предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" (далее - НП "ЭМАССЕРТ", некоммерческое партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МПК Коломенский" (далее - ООО "МПК Коломенский", ответчик) об обязании предоставить материалы оценки воздействия на окружающую среду по объекту "Комплекс по обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов - Юг" на территории с. Мячково Коломенского района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2019 отменено. В удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, НП "ЭМАССЕРТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. НП "ЭМАССЕРТ" полагает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что заказчик проектной документации обязан обеспечить доступ к материалам оценки воздействия на окружающую среду всех заинтересованных лиц в течение всего периода проведения общественного обсуждения и государственной экологической экспертизы, что сделано заказчиком не было. Также в кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что Устав НП "ЭМАССЕРТ" соответствует требованиям закона, предъявляемым к организациям, которые вправе проводить общественную экологическую экспертизу, поскольку основным видом деятельности партнерства является охрана окружающей среды, что установлено также по другим делам N N А41-14618/18, А41-95188/18.
Представитель ООО "МПК Коломенский" возразил против удовлетворения кассационной жалобы, считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Представители третьих лиц - Администрации Коломенского городского округа Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области также возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение - оставлению в силе по следующим основаниям.
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона об экологической экспертизе общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном данным Законом порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе.
Данному праву корреспондирует установленная статьей 27 Закона об экологической экспертизе обязанность заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями ст. 11, 12, 14 и 21 указанного Закона, согласно которым объектом общественной экологической экспертизы является документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду.
Согласно положениям статей 1 и 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, ее основные принципы, этапы и требования к материалам по оценке установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение N 372).
В силу пункта 4.11. Положения N 372 заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
По делу установлено, что письмом от 19.11.2018 исх. N 131 НП "ЭМАССЕРТ" уведомило администрацию городского округа Коломна Московской области о проведении общественной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду по объекту "Комплекс по обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов (сокращенное наименование - "КПО") - Юг" на территории с. Мячково Коломенского района Московской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об экологической экспертизе НП "ЭМАССЕРТ" известило население о проведении общественной экологической экспертизе путем размещения публикации в официальном периодическом издании - газета "Коломенская правда" от 23.11.2018 N 92(20392).
В связи с проведением общественной экологической экспертизы, граждане Юрасов М.В. и Давыдова Г.В. обратились в НП "ЭМАССЕРТ", проводящему экологическую экспертизу, с просьбой предоставить материалы оценки воздействия на окружающую среду по указанному объекту.
НП "ЭМАССЕРТ" не смогло предоставить материалы оценки, поскольку материалы у него отсутствовали и не были опубликованы заказчиком.
Вследствие этого граждане Юрасов М.В. и Давыдова Г.В. 30.11.2018 обратились непосредственно к заказчику с письмом, содержащим просьбу о предоставлении материалов оценки воздействия на окружающую среду, которое осталось без ответа, в связи с чем НП "ЭМАССЕРТ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 пришел к выводу о том, что ООО "МПК "Коломенский", как заказчик документации по намечаемой деятельности обязан обеспечить доступ общественности, в том числе НП "ЭМАССЕРТ" к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к иному выводу о том, что какие-либо права и охраняемые законом интересы заявителя действиями ответчика не нарушаются, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что непосредственно НП "ЭМАССЕРТ" обращалось к ответчику с заявлением о предоставлении материалов, необходимых для проведения общественной экологической экспертизы, а Юрасова М.В. и Давыдова Г.В., обращаясь в ООО "МПК "Коломенский", действовали не от имени заявителя, а как представители инициативной группы села Мячково Коломенского городского округа.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что НП "ЭМАССЕРТ" не имеет право на проведение общественной экологической экспертизы, поскольку согласно уставу НП "ЭМАССЕРТ" к числу видов деятельности партнерства относится развитие и совершенствование экологической аудиторской деятельности и сертификации. При этом какие-либо ссылки на то, что предметом деятельности истца является проведение экологической экспертизы в уставе НП "ЭМАССЕРТ" отсутствуют.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать правомерными, поскольку у заказчика имеется обязанность обеспечить доступ общественности к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.
Материалы оценки необходимы для проведения общественной экологической экспертизы. Следовательно, не имеет существенного значения, кто именно обратился к заказчику с просьбой предоставить эти материалы - организация, проводящая экологическую экспертизу, или граждане, по инициативе которых экспертиза проводится.
Поэтому выводы суда первой инстанции о наличии у заказчика обязанности предоставить материалы по оценке воздействия на окружающую среду основаны на правильном применении Закона об экологической экспертизе.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что НП "ЭМАССЕРТ" не может проводить экологическую экспертизу, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности партнерства является деятельность профессиональных членских организаций, не соответствует статье 20 Закона об экологической экспертизе и учредительным документам партнерства, в соответствии с которыми основным направлением его деятельности является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
Кроме того, по другим делам N N А41-14618/18, А41-95188/18 с участием НП "ЭМАССЕРТ" судами также установлено, что некоммерческое партнерство имеет право проводить экологическую экспертизу.
На основании изложенного кассационная жалоба НП "ЭМАССЕРТ" подлежит удовлетворению, постановление апелляционного суда отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А41-769/19 - отменить. Решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2019 оставить в силе. Взыскать с ООО "МПК Коломенский" в пользу НП "Экологическое международное аудиторское сообщество" судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в сумме 3000 руб.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.