г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-299611/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Компания Интеррусь-М" - Курникова А.А. (представителя по доверенности от 17.01.2019);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 08.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Компания Интеррусь-М"
на решение от 28.02.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 18.07.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-299611/2018
по заявлению акционерного общества "Компания Интеррусь-М"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Компания Интеррусь-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - управление) от 23.10.2018 N 01-06-00399/П об устранении выявленных нарушений санитарных требований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого предписания в части организации помещения медицинского назначения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что пунктом 4 предписания управление от 23.10.2018 N 01-06-00399/П указало обществу в срок до 21.01.2019 организовать помещение медицинского назначения в установленном порядке в связи с тем, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что в составе гостиницы общества имеется физкультурно-оздоровительный комплекс, включающий в себя тренажерный зал, СПА-центр, бассейн, однако в гостинице не предусмотрена комната для медицинского персонала (медпункт), что, по мнению управления, является нарушением пунктов 4.4, 4.9 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта" (далее - СП 2.1.2.3304-15), пункта 1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Не согласившись с управлением, общество оспорило предписание от 23.10.2018 N 01-06-00399/П в части пункта 4 (в части организации помещения медицинского назначения) в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд, пришли к выводу о законности пункта 4 оспариваемого предписания, поскольку сочли, что упомянутые помещения гостиницы (тренажерный зал, СПА-центр, бассейн) являются объектами спорта, в силу чего общество в обязательном порядке должно было организовать помещение медицинского назначения (медицинский пункт) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (СП 2.1.2.3304-15).
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 СП 2.1.2.3304-15 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта.
Санитарные правила направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.
Согласно пункту 4.4 СП 2.1.2.3304-15 здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся спортом: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются помещения медицинского назначения (медицинский пункт), комнаты тренеров, инструкторов, помещение для хранения спортивного инвентаря, гардеробные, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов.
В зданиях объектов спорта предусматриваются бытовые помещения для рабочих по обслуживанию спортивных сооружений и служебные помещения административного и инженерно-технического персонала, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.
В силу пункта 4.9 СП 2.1.2.3304-15 медицинские пункты объектов спорта должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ, Закон) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Согласно пункту 19 статьи 2 Закона спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закона спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
Согласно пункту 29 статьи 2 Закона физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из части 1 статьи 37.1 Закона, в отношении объектов спора ведется Всероссийский реестр объектов спорта
В силу части 2 статьи 37.1 Закона Всероссийский реестр объектов спорта содержит перечень объектов спорта с указанием следующих сведений о них:
1) полное наименование объекта спорта;
2) адрес (место нахождения) объекта спорта;
3) сведения о лице, в собственности которого находится объект спорта;
4) год и месяц ввода в эксплуатацию, окончания реконструкции, капитального ремонта объекта спорта;
5) функциональное назначение объекта спорта и возможность использования его подтрибунного пространства;
6) единовременная пропускная способность объекта спорта;
7) площадь земельного участка, на котором расположен объект спорта (в гектарах);
8) наличие или отсутствие сооружений для размещения, обслуживания зрителей, в том числе отдельно стоящих сооружений (балконы, скамьи, трибуны с указанием количества рядов, мест для сидения);
9) соответствие объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 37 и иных статей Закона N 329-ФЗ следует, что к объектам спора предъявляются особые требования.
Разрешая спор, суды не установили обстоятельств, которые позволяли бы отнести расположенные в гостинице общества тренажерный зал, СПА-центр и бассейн, к объектам спорта с учетом содержащихся в Законе N 329-ФЗ определений, в том числе определения объекта спорта. Суды не указали доказательств, позволяющих отнести эти помещения гостиницы к объектам, специально предназначенным для проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Управление на подобные доказательства и обстоятельства не ссылалось.
Суды также не привели обоснование, опровергающее доводы общества о том, что расположенные в отеле общества тренажерный зал, СПА-центр и бассейн предназначены для отдыха и посещения любых граждан, останавливающихся в отеле, а не для использования спортсменами для тренировок и соревнований.
Кроме того, из обжалуемых судебных актов не следует, что названные помещения гостиницы как объект спорта включены в соответствии с требованиями статьи 37.1 Закона N 329-ФЗ во Всероссийский реестр объектов спорта либо подлежали включению в такой Реестр и могли быть использованы для проведения физкультурных и спортивных мероприятий в смысле Закона N 329-ФЗ.
Более того, СП 2.1.2.3304-15 в силу пункта 1.3 данных Санитарных правил не распространяются на плавательные бассейны.
Тем самым, пункты 4.4, 4.9 СП 2.1.2.3304-15 не подлежали применению в рассматриваемом случае, вывод же судов об обязанности общества организовывать помещение медицинского назначения в установленном СП 2.1.2.3304-15 порядке является необоснованным.
Таким образом, пункт 4 оспариваемого предписания управления является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на общество обязанность организовать помещение медицинского назначения в отсутствие на то каких-либо указаний закона.
В связи с этим обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей относятся на управление как на сторону, проигравшую спор.
При этом, принимая во внимание пункт 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", обществу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению государственная пошлина в размере 3000 из 9000 рублей, перечисленных в бюджет платежными поручениями от 19.03.2019 N 127378 и от 06.08.2019 N 129323 при подаче апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2019 по делу N А40-299611/18 отменить.
Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 23.10.2018 N 01-0600399/П, выданное акционерному обществу "Компания Интеррусь-М", в части пункта 4 (в части организации помещения медицинского назначения) признать недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в пользу акционерного общества "Компания Интеррусь-М" (ОГРН: 1037739276178, ИНН: 7703294332) 6000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу.
Возвратить акционерному обществу "Компания Интеррусь-М" (ОГРН: 1037739276178, ИНН: 7703294332) из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет платежными поручениями от 19.03.2019 N 127378 и от 06.08.2019 N 129323 при подаче апелляционной и кассационной жалоб по настоящему делу.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.