г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-231302/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Строгоновой А.М. (представителя по доверенности от 18.09.2018),
рассмотрев 08.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 17.04.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04.07.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-231302/2018
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество) о возмещении 2 572 504 рублей вреда, причиненного окружающей среде.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неправильную оценку доказательств по делу, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Комитет, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направил, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.05.2017 государственным лесным инспектором Московской области установлено, что общество при производстве работ по опашке минерализованной полосы шириной от 3 до 5 метров на территории, прилегающей к лесным участкам, расположенных в квартале 17 выделах 1, 5 в квартале 18 выделе 1 Каменского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, согласно лесохозяйственному регламенту Наро-Фоминского лесничества 2012 года с категорией защитных лесов - леса зеленых зон, расположенных вблизи д. Зинаевка, Наро-Фоминского муниципального района Московской области, на лесных участках в составе земель лесного фонда, допустило уничтожение лесной подстилки глинистой почвой сдвинутой с полосы опашки минерализованной полосы в глубину гослесфонда на ширину от 1 до 2 метров и высотой от 0,8 до 1,2 метра, на протяженности 1700 м. на общей площади 2050 кв. м., о чем составлен акт осмотра территории лесного участка.
Постановлением от 05.09.2017 N 11-152/2017 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выразившегося в уничтожении лесной подстилки и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
Вступившим в законную силу решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13.11.2017 по делу N 12-202/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Комитет, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление N 273) произвел расчет вреда, причиненного лесному фону действиями общества, определив его в размере 2 572 504 рублей.
В связи с этим комитет направил обществу досудебную претензию с требованием о возмещении данного вреда.
Поскольку это требование не исполнено обществом, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании названного вреда с общества.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе выполненный комитетом расчет убытков, доводы сторон, приняв во внимание решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13.11.2017 по делу N 12-202/2017, руководствуясь положениями статьи 69 АПК РФ, статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 33 постановления Пленума от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", пункте 14 Постановления Пленума от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума N 49), пришли к выводу о том, что факт причинения вреда землям лесного фонда действиями общества подтвержден надлежащими доказательствами, в том числе и вступившим в законную силу решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 13.11.2017 по делу N 12-202/2017, расчет убытков, произведенный комитетом, является верным, в связи с чем признали подлежащим удовлетворению заявление комитета.
Выводы судов являются правильными.
Доводы кассационной жалобы общества о том, что произведенный комитетом расчет является неверным, были предметом оценки судов и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Так, суды правильно приняли во внимание, что из пункта 14 Постановления Пленума N 49 следует, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах").
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П положения части 2 статьи 99 ЛК РФ и постановления N 273 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 9 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.
Согласно части 4 резолютивной части указанного постановления положения части 2 статьи 99 ЛК РФ и постановления N 273 подлежат применению до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Постановление N 273 утратило силу с 08.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730.
Настоящее заявление подано в суд 01.10.2018.
Таким образом, размер ущерба, причиненного землям лесного фонда, правомерно определен комитетом в период до 08.01.2019 на основании постановления N 273 и утвержденных им тарифов и такс.
Довод кассационной жалобы общества об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих, что самой распространенной лесообразующая порода в Каменском участковом лесничестве Наро-Фоминского лесничества Московской области является береза, отклоняется, поскольку для исчисления размера ущерба имела значение преобладающая основная лесообразующая порода в субъекте Российской Федерации (таковой в Московской области является береза), а не лесообразующая порода в Каменском участковом лесничестве Наро-Фоминского лесничества.
Иные доводы кассационной жалобы общества также отклоняются, поскольку фактически сводятся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А40-231302/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.