город Москва |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А41-90336/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Статинов К.А., доверенность от 17.06.2019;
от заинтересованных лиц: от Министерства строительного комплекса Московской области: Шамсутдинова Э.Х., доверенность от 29.12.2018; от Министерства жилищной политики Московской области: Шамсутдинова Э.Х., доверенность от 17.12.2018;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 10 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Министерства жилищной политики Московской области
на решение от 21 марта 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатыревой Г.И.,
на постановление от 17 июня 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Коноваловым С.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-90336/18
по заявлению ООО "ЮР-Инвест"
об оспаривании отказа
к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области,
третье лицо: Администрация городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮР-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области и Министерству жилищной политики Московской области, в котором просило:
- признать незаконным отказ Министерства строительного комплекса Московской области в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги от 26.08.2018 по заявке Р001-0038260597-14727487;
- Министерству жилищной политики Московской области зарегистрировать документы по заявке Р001-0038260597-14727487, признать сроки подачи заявки соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и рассмотреть обращение в установленные регламентом порядке и сроки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство жилищной политики Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 25.07.2018 общество обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство 3-секционного малоэтажного жилого дома (корпус 5) от 12.12.2014 N RU50531101-096, со сроком действия по 12.09.2018, выданного Администрацией.
Министерство строительного комплекса Московской области 26.07.2018 отказало в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги (номер обращения Р001-0038260597-14727487), поскольку отсутствует корректное заявление (некорректно указан номер разрешения на строительство RU50531101-095, предоставлено разрешение RU50531101-096).
Считая, что отказ Министерства строительного комплекса Московской области нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Исходя из статьи 2 ГрК РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
- проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 20 статьи 51 ГрК РФ, срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
Частями 21.5 - 21.7, 21.9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном частями 21.10, 21.14 названной статьи.
В силу части 21.14 статьи 51 ГрК РФ, в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи.
Пунктами 11.2 - 11.3 распоряжения Минстроя Московской области от 07.07.2017 N 239 (в редакции от 18.10.2018) "Об утверждении Административных регламентов Министерства строительного комплекса Московской области по предоставлению государственных услуг", в редакции от 21.12.2017, установлены перечни документов, необходимых для продления срока действия разрешения на строительство и внесения изменений в разрешение на строительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 25.07.2018 ООО "ЮР-Инвест" обратилось в Министерство строительного Комплекса Московской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство 3-секционного малоэтажного жилого дома (корпус 5) от 12.12.2014 N RU50531101-096, выданное Администрацией, срок действия которого составляет по 12.09.2018.
Министерство отказало в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги (номер обращения Р001-0038260597-14727487), поскольку отсутствует корректное заявление (некорректно указан номер разрешения на строительство RU50531101-095, предоставлено разрешение RU50531101-096).
При этом, в жалобе от 03.09.2018 N 26 общество повторно представило письмо от 31.07.2018 Главное управления государственного строительного надзора Московской области (программа проверок), договор генерального подряда от 01.07.2017 N ГП-К5, а также КС-2 и КС-3 к нему, письмо от 29.08.2018 N 1504/1-7 Администрации, подтверждающее срок действия разрешения на строительство по 12.09.2018, договор подряда от 13.03.2017 N ВК2017 работы для выполнения технических условий, строительство трубопроводов для канализирования, водоснабжения и ливневой канализации, а также КС-2 и КС-3 к нему, договор подряда от 13.03.2017 N Т2017 работы для выполнения технических условий, строительство тепловых сетей (трубопроводов горячего водоснабжения и отопления), а также КС-2 и КС-3 к нему, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 13.07.2018, акт осмотра котельной от 13.06.2018, акт об окончании монтажных работ котельной от 10.04.2018, договор от 17.11.2016 N 17/378-53-С по строительству газовой котельной, а также акт сверки взаимных расчетов и платежные поручения к нему, договор о подключении от 16.11.2016 N 00/414-1845-16 на технологическое присоединение, а также платежное поручение к нему и технические условия N 1845-31/33, договор N ТП2014НБ технологического присоединения от 13.11.2014 энергопринимающих устройств, а также акт к нему, договор от 09.12.2015 N ТП2015ВБ согласие на использование газопровода высокого давления, а также акты к нему; договор от 24.07.2014 N ТП2014/1УБ о подключении (технологическом присоединении) к водоснабжению, а также акт к нему, договор N ТП2014УБ о подключении (технологическом присоединении) к объекту водоотведения от 24.07.2014, договор подряда от 13.03.2017 N Э2017, разрешение на строительство, проект организации строительства, ГПЗУ от 05.07.2018 RU50531101-MSK004394 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:916, ГПЗУ от 14.08.2018 N RU50531101-MSK005407 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:916, ГПЗУ N RU50531101-044 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:466, согласование от Федерального агентства воздушного транспорта (центральное МТУ Росавиации), согласование Комитета лесного хозяйства Московской области, согласование Главного управления культурного наследия Московской области, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, согласование Федерального агентства по рыболовству, выписки ЕГРН на земельный участок от 20.09.2017 и от 13.08.2018 с кадастровым номером 50:09:0070309:916.
Судами установлен факт направления указанных документов, что подтверждается материалами дела и по существу не оспаривалось Министерством строительного комплекса Московской области.
Довод Министерства строительного комплекса Московской области о том, что в оспариваемом заявлении некорректно указан номер разрешения на строительство - вместо RU 50531101-096, указан RU 50531101-095, обоснованно отклонен судами, поскольку указанные обстоятельства не могут являться причиной отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем является незаконным.
Согласно пункту 13.2 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35 (в редакции от 20.11.2018) (далее - Положение N 688/35), в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленных законами Московской области, Министерство жилищной политики Московской области осуществляет следующие полномочия: выдача (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдача (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 688/35, Министерство жилищной политики Московской области является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части исполнения переданных полномочий в сферах жилищной политики, реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительной деятельности, за исключением строительства объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по обеспечению реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории Московской области - "Центр Содействия Строительству", в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из заявленных обществом требований, суды правомерно обязали Министерство жилищной политики Московской области зарегистрировать документы по заявке N Р001-0038260597-14727487, признать сроки подачи заявки соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации и рассмотреть обращение в установленные регламентом сроки.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2019 года по делу N А41-90336/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.