город Москва |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А40-258804/19-149-2154 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ Банка России по ЦФО: Максимовой А.В. (дов. от 03.05.2018 г.);
рассмотрев 22 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 г.,
по делу N А40-258804/19-149-2154
по заявлению страхового акционерного общества "Якорь" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-18-21500 от 20 декабря 2018 г.,
УСТАНОВИЛ: в связи с рассмотрением Отделом Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Казань (далее - управление) обращения Галиуллиной Ильфаи Юнусовны (далее - Галиуллина И.Ю.) по вопросу затягивания срока рассмотрения заявления о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения в адрес Страхового акционерного общества "Якорь" (далее - САО "Якорь", страховщик, общество, заявитель) был направлен запрос о предоставлении сведений и документов от 07 сентября 2017 г. N С59-13-5/4946 (далее - запрос).
Указанный запрос страховщиком исполнен не был.
19 октября 2018 г. Центральным Банком Российской Федерации в лице Отдела Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Казань (далее - Банк России, административный орган) было выдано предписание N С59-13-6/5891 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации (далее - предписание), в соответствии с которым САО "Якорь" предписано в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения предписания: устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации, исполнить требование запроса и представить информацию с указанием причин нарушения срока исполнения запроса с приложением подтверждающих документов (пункт 1 предписания).
Пунктом 2 предписания установлены срок и порядок его исполнения.
Предписание размещено в личном кабинете общества 19 октября 2018 г.
Таким образом, предписание считается полученным 22 октября 2018 г. (с учетом выходных дней), а датой окончания срока исполнения предписания является 29 октября 2018 г. включительно.
В установленный срок документы и сведения, указанные в предписании, в Банк России не поступили, ходатайств о продлении срока исполнения предписания, при наличии уважительных (объективных) причин, в силу которых исполнить предписание в установленные сроки невозможно, от общества не поступало.
На основании полученных данных Банком России в отношении САО "Якорь" 11 декабря 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-18-21500/1020-1
Постановлением Банка России от 20 декабря 2018 г. N 18-21500/3110-1 по делу об административном правонарушении N ТУ-45-ЮЛ-18-21500 САО "Якорь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на отсутствие у исполнительных органов общества полномочий на подписание каких-либо документов с 25 октября 2018 г. в связи с изданием Банком России приказов от 24 октября 2018 г. N ОД-2771 и N ОД-2772, в соответствии с которыми были приостановлены действие лицензий САО "Якорь" на осуществление страхования и полномочия исполнительных органов страховщика и назначена временная администрация. Указано также на то, что САО "Якорь" не является субъектом административного правонарушения и лицом, виновным в неисполнении предписания Банка России, так как не являлось субъектом страхового дела.
В отзыве на кассационную жалобу Банк России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Банка России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Банка России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим законом признаются, в том числе, субъекты страхового дела.
Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры (статья 76.5 Закона о Банке России).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пересечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Пунктом 3 статьи 30 Закона N 4015-1 установлено, что надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.
В силу пункта 1 статьи 32.6 Закона N 4015-1 в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 32.5-1 настоящего Закона, пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания орган страхового надзора вправе ограничить или приостановить действие лицензии в порядке, установленном настоящим Законом.
В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.
Пунктом 3 статьи 32.6 Закона N 4015-1 предусмотрена обязанность субъекта страхового дела в установленный предписанием срок представлять в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Указанием Банка России от 03 ноября 2017 г. N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание N 4600-У) установлен порядок направления участнику информационного обмена Банком России электронного документа.
В соответствии с указанным порядком Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
Электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о размещении Банком России в личном кабинете, подписанная УКЭП Банка России, с возможностью ее получения.
В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часом 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания Банка России, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях САО "Якорь" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку заявителем не исполнено предписание Банка России в установленный срок.
При этом судами установлено, что в установленный срок (до 29 октября 2018 г. включительно) страховщик не представил документы, подтверждающие исполнение предписания Банка России.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина САО "Якорь" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для выполнения выданного предписания, но им не были предприняты все зависящие меры. Доказательств объективной невозможности исполнения заявителем предписания материалы дела не содержат.
Размер штрафа соответствует санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о том, что САО "Якорь" не является субъектом административного правонарушения и лицом, виновным в неисполнении предписания Банка России, так как не являлось субъектом страхового дела.
Указанный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Отклоняя приведенный довод, суды указали на то, что предписание было вынесено непосредственно в отношении АО САО "Якорь" и тот факт, что на момент его исполнения функции исполнительных органов общества реализовывала временная администрация не свидетельствует о том, что общество не является субъектом административного правонарушения и лицом, виновным в неисполнении предписания.
Ссылка общества на то, что все документы изъяты у временной администрацией Банка России и находятся у административного органа, поскольку решением Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2019 г. по делу N А40-315379/2018 АО САО "Якорь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждена ГК "АСВ" также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 184.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная администрация страховой организации изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и иные документы, сохранность которых должна обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов контрольного органа, у страховых агентов страховой организации и иных лиц, которым были переданы указанные документы.
В случае открытия конкурсного производства в отношении страховой организации указанные в пункте 1 настоящей статьи документы передаются временной администрацией страховой организации конкурсному управляющему в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом, в порядке, установленном контрольным органом. (пункт 2 статьи 184.3 Закона о банкротстве).
Указанная обязанность также закреплена в пункте 9.1 Положения Банка России от 16 июля 2018 г. N 648-П "О временной администрации страховой организации".
Передача документов временной администрацией Банка России конкурсному управляющему АО САО "Якорь" подтверждается его отчетом, из которого следует, что конкурсным управляющим в соответствии с актами приема-передачи от временной администрации приняты печать, штампы и документация страховой организации, базы данных по ведению бухгалтерского, налогового учета, учету договоров страхования, реестр агентов, правила страхования, иные документы, имущество страховой организации.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уплаченная Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов (конкурсный управляющий АО Страховое общество "Якорь") по платежному поручению N 11633 от 05 августа 2020 г. государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.) за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 г. по делу N А40-258804/19-149-2154 оставить без изменения, кассационную жалобу САО "Якорь" в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" - без удовлетворения.
Возвратить Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов (конкурсный управляющий АО Страховое общество "Якорь") из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. (три тысячи руб.), уплаченную по платежному поручению N 11633 от 05 августа 2020 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.