город Москва |
|
24 сентября 2020 г. |
Дело N А41-99052/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Риттал": Чуева А.А. (дов. N 31 от 02.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Шереметьевской таможни: Аксенова Е.В. (дов. N 04-08/43378 от 31.12.2019 г.);
от третьего лица Смоленской таможни: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Елтранс+": не явились, извещены;
рассмотрев 10-17 сентября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г.,
по делу N А41-99052/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Риттал"
к Шереметьевской таможни
об обязании возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей,
третьи лица: Смоленская таможня; общество с ограниченной ответственностью "Елтранс+",
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Риттал" (далее - ООО "Риттал", общество, заявитель) через таможенного представителя - общества с ограниченной ответственностью "Елтранс+" (далее - ООО "Елтранс+", таможенный представитель) на Ярцевский таможенный пост Смоленской таможни поданы, в том числе 60 (шестьдесят) деклараций на товары (далее - ДТ, декларации), в которых заявлены к декларированию товары: "Мебель металлическая - распределительные шкафы и корпуса шкафов из черных металлов, неукомплектованные электрооборудованием и измерительными приборами для компоновки системы телекоммуникации, распределения и защиты электроцепей в собранном и частично разобранном виде", производства компании "RITTAL GMBH & Co" (далее - товары).
При таможенном оформлении в графе 33 в декларациях декларант указал в отношении ввезенного товара классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8538 10 000 0, что соответствует товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - "части, предназначенные исключительно или в основном для аппаратуры товарной позиции 8535, 8536 или 8537: - пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания прочие для изделий товарной позиции 8537, но не укомплектованные соответствующей аппаратурой" (ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товара и ставкой налога на добавленную стоимость 18%).
Товары по декларациям были выпущены таможенным органом и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2015 году.
По результатам проведения Смоленской таможней камеральной таможенной проверки по правильности определения таможенной стоимости и анализа, представленных обществом документов при подаче деклараций после выпуска товаров в период с 01 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г., составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 14 сентября 2018 г. N 10113000/015/140918/А0125, в котором содержится вывод о том, что заявленные декларантом товары подлежат классификации по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 9403 20 800 9 и 9403 70 000 8 (ставка ввозной таможенной пошлины - 15% от таможенной стоимости товара и ставкой налога на добавленную стоимость 18%).
На основании указанного акта Смоленской таможней было принято решение по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 01 октября 2018 г. N РКТ-10113000-18/000407 (далее - решение), согласно которому таможенный орган изменил заявленный декларантом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС с 8538 10 000 0 на 9403 20 800 9.
Указанное решение было направлено обществу письмом от 03 октября 2019 г. N 15-17/28720.
07 ноября 2018 г. Смоленской таможней внесены изменения (дополнения) в сведения в декларации, путем заполнения КДТ, о чем сообщено обществу письмом от 13 ноября 2019 г. N 15-17/34504.
В связи с изменением ставки таможенной пошлины и доначислением налога на добавленную стоимость в адрес ООО "Риттал" таможенным органом были направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Поскольку наличие задолженности повлекло изменение категории риска участника ВЭД и применение дополнительных мер таможенного контроля, общество обратилось с заявлением о списании с Единого лицевого счета денежных средств в размере 2 043 559,58 руб., включающих 1 731 830,14 руб. таможенных пошлин и 311 729,44 руб. НДС.
Считая свои права нарушенными, ООО "Риттал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Шереметьевской таможне об обязании возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 043 559,58 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смоленская таможня и ООО "Елтранс+".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 января 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Риттал" сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 043 559,58 руб., а также взыскал с Шереметьевской таможни в пользу ООО "Риттал" расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 218,00 руб.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что Смоленской таможней не нарушен трехлетний срок проведения таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных по декларациям, поскольку действия таможенного органа, связанные с внесением изменений в ДТ и направлением уведомлений, не являются таможенным контролем, а являются таможенными операциями, срок совершения которых не ограничен тремя годами со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска товара для внутреннего потребления.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Риттал" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10 сентября 2020 г. был объявлен перерыв до 17 сентября 2020 г.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Риттал" возражал против ее удовлетворения.
Представители Смоленской таможни и ООО "Елтранс+" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От Смоленской таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ООО "Риттал" и Шереметьевской таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях: выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 1); выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2).
На основании пункта 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В силу части 1 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей является пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
Направление уведомления является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей.
Истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению уведомления плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что корректировка по внесению изменений в таможенные декларации, повлекшие доначисление таможенных платежей на сумму 2 043 559,58 руб. и направление уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени были совершены таможенным органом по истечении трехлетнего срока, установленного законом для проведения таможенного контроля, в связи с чем списанные по распоряжению декларанта с Единого лицевого счета денежных средств являются излишне уплаченными и подлежат возврату плательщику.
При этом судами установлено, что последняя по очередности из спорных ДТ N 10113070/071115/0015943 была зарегистрирована таможенным органом 07 ноября 2015 г., следовательно, первое из направленных уведомлений, составленное от 13 июня 2019 г., выставлено с нарушением трехлетнего срока, установленного законом.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 г. по делу N А41-99052/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.