г. Москва |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А40-151653/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.10.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Нечаева С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от истца: Снигур О.С. по дов. от 20.10.2016,
от ответчиков: от Правительства Москвы - Федотов А.Э. по дов. от 28.12.2018 N 4-47-2553/8, Руденко М.В. по дов. от 16.01.2019 N 4-47-62/9, от Департамента городского имущества города Москвы - Руденко М.В. по дов. от 26.12.2018 N 33-Д-1224/18,
от третьих лиц: не явился, извещен,
рассмотрев 16.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2019,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019,
по иску ООО "Тардит Холдинг"
к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы,
об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного контракта, встречному иску об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тардит Холдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с первоначальными исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 03.04.2008 (регистрационный N 12-030075-5501-0148-00000-08) в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2013 N 1 и дополнительного соглашения от 14.04.2016 N 2 по завершению реконструкции административно-производственного здания со строительством пристройки, расположенной по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 136, стр. 1, на условиях прилагаемого проекта акта с учетом выплаты ООО "Тардит Холдинг" в бюджет города Москвы стоимости 40% нежилых помещений в размере 43 088 343 руб.
Департаментом заявлен встречный иск об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 03.04.2008 (регистрационный N 12-030075-5501-0148-00000-08) в предложенной Департаментом редакции.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2019. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Правительства Москвы и Департамента. Заявители просят отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель истца просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения по мотивам, приведенным в отзыве, который приобщен судом к материалам дела. Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 03.04.2008 между Правительством Москвы и обществом (инвестор) заключен инвестиционный контракт (реестровый номер 12-030075-5501-0148-00000-08 от 04.04.2008) в редакции дополнительных соглашений от 03.04.2013 N 1 и 14.04.2016 N 2, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по завершению реконструкции административно-производственного здания со строительством пристройки, расположенной по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1, ориентировочный объем инвестиций - 42 000 000 руб.
В рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести завершение реконструкции административно-производственного здания, расположенного на земельном участке площадью 798 кв. м (на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2000 N М-05-015634 сроком на 49 лет), со строительством пристройки общей предельной площадью 2 027, 7 кв. м по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1, расположенного на земельном участке площадью 0, 13 га.
Дата ввода объекта в эксплуатацию - не позднее 31.12.2016.
В силу пункта 3.1 контракта, на основании распоряжения Правительства Москвы от 07.06.2007 N 1151-РП "О завершении реконструкции административно-производственного здания со строительством пристройки по адресу: Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1 (Южный административный округ города Москвы)" соотношение раздела общей площади недвижимого имущества по итогам реализации Контракта устанавливается между сторонами в пропорции: В собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы: 100% общей площади построенных или реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
В собственность инвестора: 100% общей площади пристройки при условии перечисления Инвестором в бюджет города Москвы на специальный счет Департамента рыночной стоимости 40% от нежилых площадей всей пристройки, в т.ч. подземного этажа.
Размер рыночной стоимости утвердить соответствующим распорядительным документом Правительства Москвы в установленном порядке (пункт 5.1.8). Указанные выплаты Департаменту засчитываются в счет выполнения планового задания.
До перечисления в бюджет города Москвы на специальный счет Департамента рыночной стоимости 40% и оформления имущественных прав, объект (пункт 2.2) является общей долевой собственностью Администрации инвестора.
Согласно пунктам 1.1, 3.2 - 3.4 контракта акт о результатах реализации инвестиционного проекта - итоговый документ, подтверждающий исполнение сторонами обязательств по настоящему Контракту.
Конкретное недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность сторон по итогам реализации инвестиционного проекта, определяется на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта после ввода объекта в эксплуатацию.
После сдачи в установленном порядке объекта в эксплуатацию объем недвижимого имущества в нем уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, которые изготавливаются по заявкам инвестора на основании утвержденного в установленном порядке проекта и натурных обмеров КосгорБТИ.
Оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится после сдачи в установленном порядке объекта в эксплуатацию и выполнения сторонами обязательств по контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
Как следствие, по условиям контракта, реализация последнего завершается путем оформления акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подписание которого является последним этапом реализации данного инвестиционного проекта и основанием для прекращения обязательств по нему.
28.12.2017 разрешением Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) N 77-128000-008219-2017 объект введен эксплуатацию в установленном порядке. Рассматриваемому объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1. Согласно материалам ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации (Первое территориальное управление) (экспликация от 23.08.2017 по состоянию на 25.10.2017, поэтажные планы от 23.08.2017 по состоянию на 25.10.2017), введенный в эксплуатацию объект характеризуется следующими показателями: общая площадь объекта 2 027, 7 кв. м. Акт о результатах реализации инвестиционного проекта по завершению конструкции административно-производственного здания со строительством пристройки по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1 до настоящего времени не подписан, ввиду чего конкретное недвижимое имущество, надлежащее передаче в собственность сторонам по итогам реализации контракта в рассматриваемой части не определено, имущественные права сторон инвестиционных правоотношений относительно спорного объекта не оформлены.
В соответствии с пунктом 23.1 протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 16.08.2018 N 18, принято решение согласиться с оформлением акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно контракту от 03.04.2008 регистрационный N 12-030075-5501-0148-00000-08 от 04.04.2008) в редакции дополнительных соглашений от 03.04.2013 N 1 и от 14.04.2016 N 2 по завершению реконструкции административно-производственного здания со строительством пристройки по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1 ЮАО в одностороннем порядке.
13.04.2018 письмом N ДГИ-И-23820 Департамент представил проект акта о результатах реализации инвестиционного проекта с предложением подписать данный акт. В указанном письме сообщается, что согласно отчету об оценке от 22.02.2018 N 101и-005, подготовленному по заказу Департамента, стоимость 40% нежилых помещений, исходя из общей площади нежилых помещений 2 027,7 кв. м, составила 74 629 175,44 руб. (без учета НДС). В связи с чем обществу было предложено оплатить указанную сумму в качестве оплаты доли города Москвы.
Общество, считая указанную стоимость нежилых помещений несоответствующей их рыночной стоимости, обратилось в ООО "Центральное бюро оценки".
Согласно отчету ООО "Центральное бюро оценки" об оценке от 03.05.2018 N 04/18-31К рыночная стоимость 40% нежилых помещений, исходя из общей площади нежилых помещений 2 027,7 кв. м, по состоянию на 22.02.2018 составила 35 901 016,80 руб. (без учета НДС).
04.05.2018 общество направило в адрес Департамента акцепт на иных условиях с приложением проекта акта о результатах реализации инвестиционного проекта, а также вышеуказанный отчет об оценке, подготовленный ООО "Центральное бюро оценки", которое оставлено Департаментом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя первоначальный иск на основании статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", суд отказал в удовлетворении встречного иска, поскольку установил, что рыночная стоимость 40% нежилых помещений всей пристройки, в том числе помещения подземного этажа, расположенных по адреса: г. Москва, Варшавского шоссе, д. 13Б, стр. 1 общей площадью 2027, 7 кв. м по состоянию на 12.02.2018 составляет 43 088 343 руб. (без учета НДС). Вывод суда основан на заключении экспертизы, проведенной ООО "Центр независимой экспертизы собственности" на основании определения суда от 07.11.2018. Данное заключение признано судом надлежащим доказательством.
С учетом заключения экспертизы суд пришел к выводу о том, что акт реализации в редакции Правительства Москвы и Департамента не соответствует условиям контракта, поскольку противоречит действующему законодательству и нарушает права инвестора.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А40-151653/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.