г. Москва |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А41-5255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Бочаровой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании: от истца: общества с ограниченной ответственностью "Калинка" (ООО "Калинка") - Белошапко Е.Ю. по дов. от 01.01.2019 г. N 4; от ответчика: Администрации городского округа Ступино Московской области - Асонова М.Н. по дов. от 09.01.2019 г. N 6/2-23; от третьего лица: муниципального автономного учреждения "Единый сервисный центр" городского округа Ступино Московской области (МАУ "ЕСЦ") - неявка, извещено;
рассмотрев 23 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Ступино Московской области на решение от 13 мая 2019 года Арбитражного суда Московской области принятое судьей Кулаковой И.А., и на постановление от 25 июля 2019 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Игнахиной М.В., Миришовым Э.С., Ханашевичем С.К.,
по иску ООО "Калинка"
к Администрации городского округа Ступино Московской области
о взыскании денежных средств,
третье лицо: МАУ "ЕСЦ"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2019 г. по делу N А41-5255/2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 г., заявленные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Администрации городского округа Ступино Московской области в пользу ООО "Калинка" 897 086 руб. 85 коп. убытков.
При этом судами было установлено, что заявленные исковые требования мотивированы неправомерным уклонением Администрации Ступинского муниципального района от заключения с ООО "Калинка" в порядке, установленном положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ) договора купли-продажи нежилого помещения, что было предметом рассмотрения в рамках другого дела N А41-80078/2016 (решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2017 г., оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 г. и Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2017 г. заявленные требования были удовлетворены; суд признал незаконным действия (бездействие) Администрации Ступинского муниципального района, отраженное в письме от 23.08.2016 г и свидетельствующее о непринятии администрацией решения об отчуждении арендованного имущества и о не совершении администрацией юридически значимых действий по совместному заявлению ООО "Калинка" и ООО "Экран" о реализации преимущественного права на приобретение в долевую собственность арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Андропова, д. 29/9; обязал Администрацию Ступинского муниципального района совершить действия по совместному заявлению ООО "Калинка" и ООО "Экран" о реализации преимущественного права на приобретение в долевую собственность арендуемого нежилого помещения, предусмотренные п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ; обязал принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения (в том числе положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ), определили правовую природу спорных правоотношений, исходя из установленных обстоятельств и, принимая во внимание последовательность и сроки совершения действий заинтересованными лицами при заключении договоров, обязательных хотя бы для одной из сторон, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по другому делу N А41-80078/2016, определили период, за который подлежат взысканию убытки. Суды пришли к выводу о том, что арендная плата ООО "Калинка" за указанный период (с 24.10.2016 г. по 28.06.2018 г.), является его убытками, в результате незаконных действий Администрации Ступинского муниципального района, как органа местного самоуправления, и подлежит возмещению за счет казны муниципального образования.
По делу N А41-5255/2019 поступила кассационная жалоба от Администрации городского округа Ступино Московской области, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции; принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
МАУ "ЕСЦ", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям ООО "Калинка", Администрация городского округа Ступино Московской области их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу Администрации городского округа Ступино Московской области от участников процесса, а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Администрации городского округа Ступино Московской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Калинка" по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Администрация городского округа Ступино Московской области, обращаясь с кассационной жалобой, указала на то, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, на нее неправомерно возложена обязанность возместить ООО "Калинка" понесенные убытки, возникшие вследствие противоправных действий Администрации Ступинского муниципального района. Нахождение Администрации Ступинского муниципального района в процессе ликвидации не может рассматриваться как юридический факт, являющийся основанием для перевода спорной задолженности на Администрацию городского округа Ступино Московской области. По мнению заявителя кассационной жалобы нормы ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ) в части вновь образованного муниципального образования и правопреемства его органов местного самоуправления не подлежат применению в отношении городского округа Ступино Московской области; в материалах дела отсутствуют доказательства перехода прав и обязанностей от Администрации Ступинского муниципального района к Администрации городского округа Ступино Московской области.
Указанный довод заявителя кассационной жалобы (о том, что Администрация городского округа Ступино Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу) подлежит отклонению. Данный довод был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, ему была дана надлежащая оценка с приведением в судебных актах мотивов, основанных на материалах дела и с учетом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, разъяснений судебной практики по данному вопросу.
Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Московской области от 24.05.2017 г. N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района" (далее - Закон Московской области от 24.05.2017 г. N 82/2017-ОЗ) со дня формирования администрации городского округа Ступино прекращаются полномочия администраций поселений и администрации Ступинского муниципального района.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.
Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25.09.2017 г. N 11/1 Администрация Ступинского муниципального района ликвидирована.
Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 16.11.2017 г. N 57/5 учреждена Администрация городского округа Ступино Московской области, которая приступила к выполнению полномочий органа местного самоуправления с момента вступления в силу указанного решения.
В силу изложенного, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, а также актами Московской области и Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, принятыми в целях реализации процесса преобразования муниципальных образований, пришли к правомерному выводу о том, что его интересы (муниципального района, наделенного на основании Закона Московской области от 24.05.2017 г. N 82/2017-ОЗ статусом городского округа) в настоящем деле представляет Администрация городского округа Ступино Московской области.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку иных доводов кассационная жалоба Администрации городского округа Ступино Московской не содержит, то суд кассационной инстанции в силу правил ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением названных доводов кассатора и правомерность других выводов судов первой и апелляционной инстанций не проверяет.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Администрации городского округа Ступино Московской области, а принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 мая 2019 года Арбитражного суда Московской области, постановление от 25 июля 2019 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-5255/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Ступино Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.