г. Москва |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А40-304266/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен;
от заинтересованного лица: Королева И.Б. по дов. от 24.12.2018;
рассмотрев 24 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение от 25 марта 2019 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление от 16 июля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-304266/2018
по заявлению: ООО "Виноград"
к Федеральная службе по регулированию алкогольного рынка
о признании незаконным решения N Р-7059/11-01 от 30.11.2018 г. об аннулировании лицензии серии N 07РПА0000170 от 14.03.2014 г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виноград" (далее - Заявитель, ООО "Виноград", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Заинтересованное лицо, Росалкогольрегулирование, Служба) о признании незаконным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N Р-7059/11-01 от 30.11.2018 г. об аннулировании лицензии серии N 07РПА0000170 от 14.03.2014 г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в судебном заседании поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя кассатора, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из фактических обстоятельств дела, 30.11.2018 г. Росалкогольрегулирование принято решение N Р-7059/11-01 об аннулировании во внесудебном порядке лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции регистрационный N 07РПА0000170 от 14.03.2014 г., бланк лицензии серии 07МЕ N 001241, выданной ООО "Виноград" ИНН 0725013367 Министерством промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики.
В обоснование принятого решения указано на подтвержденное вступившим в законную силу постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 07.09.2018 г. по делу об административном правонарушении N 11-18/786-5 осуществление лицензиатом розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Из постановления по делу об административном правонарушении N 11-18/786-5 от 07.09.2018 г. усматривается, что основанием для привлечения ООО "Виноград" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ послужил факт продажи 14 бутылок коньяка по цене ниже минимально установленной для розничной продажи коньяка в период с 07.01.2018 г. по 17.02.2018 г.
Должностным лицом установлено, что в нарушение положений Приказа Министерства Финансов РФ от 11.05.2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов", в указанный период было продано 13 бутылок коньяка емкостью 0,5 л по цене 350 руб., 362 руб., при минимальной цене - 371 рубль, и одна бутылка емкостью 0,7 л по цене 500 руб. при минимальной цене - 519,4 руб. Общая сумма занижения при продаже этих 14 бутылок составила 300 руб. 40 коп., т.е. каждая бутылка была реализована по цене в среднем на 20 рублей ниже минимальной цены.
Судами установлено, что Общество своей вины в совершении инкриминируемого правонарушения не отрицало. Причиной нарушения порядка ценообразования стало предоставление, как указано выше, незначительной скидки на определенное наименование алкогольной продукции, однако в дальнейшем подобных нарушений обществом допущено не будет. В то же время, принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, то обстоятельство, что ранее ООО "Виноград" к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, отсутствие последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, должностное лицо ввиду несущественности нарушения пришло к выводу о необходимости в соответствии с частью 1 статьи 4.4.1 КоАП РФ, заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
По таким же основаниям руководитель ООО "Виноград" был подвергнут мировым судьей с/у N 17 Нальчикского судебного района КБР от 07.11.2018 г. административному наказанию в виде предупреждения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону.
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 20 Федерального Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением порядка ценообразования в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием внесудебного аннулирования лицензии.
Пунктом 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что аннулирование лицензий по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 г. N 824 утверждено Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения случаи, являющиеся основанием внесудебного аннулирования лицензии, должны быть подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.
Пунктом 5 Положения установлено, что решение об аннулировании лицензии принимается в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления, вынесенного Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Суды указывают, что Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу 19.11.2018 г. направило в Службу письмо и копию вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от 07.09.2018 г. N 11-18/786-5.
Судами установлено, что согласно указанному постановлению, Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, за осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ и ему назначено наказания в виде предупреждения.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 г. N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" содержится разъяснение о том, что при рассмотрении дел об аннулировании лицензии или об оспаривании решений административных органов о приостановлении действия или аннулировании лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо учитывать, что приостановление действия (аннулирование) лицензии является мерой административного воздействия, не предусмотренной КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц. Применяя данную меру ответственности, государственный орган обязан установить степень вины правонарушителя, размер причиненного ущерба и иные существенные для конкретного дела обстоятельства.
Таким образом, как верно отмечено судами, принимая решение об аннулировании лицензии или оценивая законность решения административного органа о приостановлении действия или аннулировании лицензии, судам необходимо руководствоваться не только нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 171-ФЗ, но и учитывать положения КоАП РФ, регламентирующие порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе обеспечивающие гарантии защиты прав такого лица.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 47 при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.
В связи с чем, суды пришли к правомерному выводу о том, что применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии в данном случае не будет отвечать требованиям справедливости и быть соразмерным степени вины.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N Р-7059/11-01 от 30.11.2018 г. об аннулировании лицензии серии N 07РПА0000170 от 14.03.2014 г. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции является незаконным.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года по делу N А40-304266/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.