город Москва |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А41-25052/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Русский ландшафт": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Махарадзе М.А. (дов. N 29ДОВ-343 от 16.09.2019 г.);
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: Воробьевой Е.И. (дов. N 41-С от 17.06.2019 г.);
от третьего лица ТУ Ростиущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 07 ноября 2019 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г.,
по делу N А41-25052/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский ландшафт"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным бездействия,
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Русский ландшафт" (далее - ООО "Русский ландшафт", общество, заявитель) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:7, 50:11:0050601:208, 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298, расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, деревня Воронки, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажной жилой застройки.
Согласно решению Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 г. N 322/20 "Об утверждении Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области" (карта градостроительного зонирования с устанавливаемыми территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности), указанные земельные участки общества входят в состав лесного фонда.
04 июня 2018 г. ООО "Русский ландшафт" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) с заявлениями о внесении изменений в сведения государственного лесного фонда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:7, 50:11:0050601:208, 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298 в части исключения сведений об указанных земельных участках из состава земель лесного фонда.
Поскольку Комитетом ответ на указанные выше заявления дан не был, ООО "Русский ландшафт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным бездействия по не принятию решения по заявлениям общества от 04 июня 2018 г. о внесении изменений в сведения государственного лесного фонда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298, 50:11:0050601:7, 50:11:0050601:208 и об обязании внести изменения в сведения государственного лесного реестра путем внесения записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках в части наложения границ указанных земельных участков на границы земель лесного фонда (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2019 г. требование ООО "Русский ландшафт" о признании незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области; об обязании принять решение о соответствии земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298 требованиям статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"; об обязании внести изменения в сведения государственного лесного реестра путем приведения их в соответствие со сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) выделены в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области по принятию решения по заявлениям ООО "Русский ландшафт" от 04 июня 2018 г. о внесении изменений в сведения государственного лесного фонда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298. Суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298 в части наложения границ указанных земельных участков на границы земель лесного фонда.
В кассационных жалобах Федеральное агентство лесного хозяйства и Комитет лесного хозяйства Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что спорные земельные участки в части наложения на земли лесного фонда не могут находиться в собственности заявителя в силу прямого указания закона. Приведены также доводы о том, что заявленные обществом требования не могут быть рассмотрены судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга.
Представители ООО "Русский ландшафт" и ТУ Росимущества в Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое бездействие уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса).
Пунктом 5 статьи 4.6 Закона о введении в действие Лесного кодекса установлено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 4.6 Закона о введении в действие Лесного кодекса сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Пунктом 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области допустил незаконное бездействие по непринятию решения по заявлениям ООО "Русский ландшафт" от 04 июня 2018 г. о внесении изменений в сведения государственного лесного фонда в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298.
При этом судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298 подлежат отнесению к категории земель "земли поселений" (выписки из ЕГРН).
При этом ООО "Русский ландшафт" стало правообладателем спорных земельных участков 01 декабря 2014 г.
Доказательств внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда, налагающего на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050601:299, 50:11:0050601:298, Комитетом не представлено. Имеющиеся в материалах дела документы не содержат каких-либо доказательств пересечения границ земельных участков заявителя с земельными участками лесного фонда.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационных жалобах Федеральное агентство лесного хозяйства и Комитет лесного хозяйства Московской области указывают на избрание обществом неверного способа защиты нарушенных прав, поскольку заявленные обществом требования не могут быть рассмотрены судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку заявленные обществом требования правомерно рассмотрены судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства относительно избрания обществом ненадлежащего способа защиты права со ссылкой на имеющийся спор по границам, который не может разрешаться в порядке производства по делам, возникающим их публичных правоотношений, указал на то, что в раках дела N А41-2465/19 по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ООО "Русский ландшафт" о признании отсутствующим право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050601:298 площадью 7 089 кв.м. и 50:11:0050601:299 площадью 7 090 кв.м., налагающиеся на земли лесного фонда Истринского лесничества Опалиховского участкового лесничества и исключении из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0050601:298 и 50:11:0050601:299, суды пришли к выводу о том, что данные земельные участки не являются землями лесного фонда и, следовательно, не являются собственностью Российской Федерации, а согласно информации ЕГРН принадлежат на праве собственности заявителю.
Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был предметом обсуждения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах, также подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 г. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г. по делу N А41-25052/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.