г. Москва |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А40-298777/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.,
судей Дзюбы Д.И., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца - Алексеева Е.А., дов. от 01.11.2019 г.;
от ответчика - Князев А.В., дов. от 04.09.2019 г.,
рассмотрев 14 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Безопасность и связь"
на решение от 19 апреля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску Открытого акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1046163001499, ИНН 6163069320, адрес: 344010, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, Кировский проспект, 89)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Безопасность и связь" (ОГРН 1097746096810, ИНН 7718754550, адрес: 107076, город Москва, улица Матросская Тишина, дом 23 строение 1, под 10 эт. 3 пом. XXII ком. 7-12)
о взыскании неосновательного обогащения в размере 25.356.487 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ДРСУ" обратилось с иском к ООО "Безопасность и связь" о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса в размере 25.356.487 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2019 года, исковые требования были удовлетворены в полном объеме (т. 3, л.д. 88-903, 125-128).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ООО "Безопасность и связь" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе и по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 11.10.2017 года между ОАО "ДРСУ" (подрядчик) и ООО "Безопасность и Связь" (субподрядчик) был заключен договор субподряда N 143СП на выполнение работ по комплексному благоустройству рекреационных зон на территории района Южное Бутово. 05.12.2017 года между ОАО "ДРСУ" и ООО "Безопасность и Связь" были также заключены договоры субподряда N 173СП, N 174СП, N 175СП, N 176СП, N 177СП на выполнение работ по комплексному благоустройству рекреационных зон на территории района Южное Бутово (далее соответственно - договор N 173СП, N 174СП, N 175СП, N 176СП, N 177СП). По договору N 143СП от 11.10.2017 года (освещение 1-й участок) цена составила 82.371.935,81 руб., в т.ч. НДС 18% (п. 2.1 договора N 143СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 143СП, подрядчик перечислил субподрядчику авансовые платежи в размере 12.988.406,84 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается: платежным поручением N 2108 от 13.10.17 г. на сумму 4.329.468,95 руб.; платежным поручением N 2243 от 27.10.17 г. на сумму 8.658.937,89 руб. В свою очередь субподрядчик выполнил работы на сумму 10.863.360,21 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается: актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) N 1 от 16.02.2018 г., справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 1 от 16.02.2018 г.
В соответствии с п. 2.8 договора, при оплате работ подрядчик удерживает 21,6% процентов от стоимости фактически выполненных субподрядчиком и принятых подрядчиком работ. Удержание производится в счет оплаты организационных услуг подрядчика с оформлением актов оказания услуг и счета-фактуры. Услуги подрядчика включают: координация и согласование с заказчиком хода выполнения работ, поставки материалов, оборудования и решения иных вопросов, обеспечение совместно с субподрядчиком работы рабочей и государственной/приемочной комиссий по приемке работ, представление необходимой проектной документации, контроль и надзор за качеством работ, обеспечение интернетом, выполнение иных обязанностей по договору (далее - организационные услуги).
Во исполнение п. 2.8 договора N 143СП подрядчик оказал субподрядчику организационные услуги на 21.6% от стоимости фактически принятых работ, на сумму 2.346.485,81 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается актом N 1 от 16.02.18 г. Таким образом, стоимость выполненных работ, подлежащая оплате за вычетом удержания стоимости организационных услуг, составила 8.516.874,4 руб., вкл. НДС и с учетом перечисленного аванса в размере 12.988.406,84, стоимость выполненных работ подлежащих оплате равна 4.471.532,44 руб., вкл. НДС 18%. По договору N 173СП от 05.12.2017 года (наружные сети связи) цена договора составила 2.641.275,48 руб., вкл. НДС 18% (п. 2.1 договора N 173СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 173СП, подрядчик перечислил субподрядчику аванс в размере 533.591.01 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается платежным поручением N 2689 от 20.12.17 г. Однако, субподрядчик не выполнил никаких работ по договору, в связи с чем у субподрядчика имеется задолженность в размере 533.591,01 руб., вкл. НДС 18%.
По договору N 174СП от 05.12.2017 года (электроснабжение 3-й участок) цена договора составила 5.446.681,69 руб., вкл. НДС 18% (п. 2.1 договора N 174СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 174СП, подрядчик перечислил субподрядчику аванс в размере 1.100.339,74 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается платежным поручением N 2690 от 20.12.17 г. Однако, субподрядчик не выполнил никаких работ по договору, в связи с чем у субподрядчика имеется задолженность в размере 1.100.339,74 руб., вкл. НДС 18%.
По договору N 175СП от 05.12.2017 года (электроснабжение 2-й участок) цена договора составила 8.266.462,60 руб., вкл. НДС 18% (п. 2.1 договора N 175СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 175СП подрядчик перечислил субподрядчику аванс в размере 1.669.992,00 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается платежным поручением N 2691 от 20.12.17 г. Однако, субподрядчик не выполнил никаких работ по договору, в связи с чем у субподрядчика имеется задолженность перед подрядчиком по договору N 175СП в размере 1.669.992,00 руб., вкл. НДС 18%.
По договору N 176СП от 05.12.2017 года (освещение 2-й участок) цена договора составила 60.434.997,87 руб., вкл. НДС 18% (п. 2.1 договора N 176СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 176СП, подрядчик перечислил субподрядчику аванс в размере 12.209.090,48 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается платежным поручением N 2843 от 27.12.17 г. При этом субподрядчик выполнил работы на сумму 2.720.175,45 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) N 1 от 16.02.2018 г., справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 1 от 16.02.2018 г.
В соответствии с п. 2.8 договора, при оплате работ подрядчик удерживает 19,1% процентов от стоимости фактически выполненных субподрядчиком и принятых подрядчиком работ. Удержание производится в счет оплаты организационных услуг подрядчика с оформлением актов оказания услуг и счета-фактуры. Услуги подрядчика включают: координация и согласование с заказчиком хода выполнения работ, поставки материалов, оборудования и решения иных вопросов, обеспечение совместно с субподрядчиком работы рабочей и государственной/приемочной комиссий по приемке работ, представление необходимой проектной документации, контроль и надзор за качеством работ, обеспечение интернетом, выполнение иных обязанностей по договору.
Во исполнение п. 2.8 договора N 176СП подрядчик оказал субподрядчику организационные услуги 19,1% от стоимости фактически принятых работ) на сумму 519.553,50 руб., вкл. НДС 18%. Сдача-приемка данных подрядчиком услуг подтверждается актом N 1 от 16.02.18 г. Таким образом, стоимость выполненных работ, подлежащая оплате за вычетом удержания стоимости организационных услуг, составила 2.200.621,95 руб., вкл. НДС, а с учетом перечисленного аванса у субподрядчика имеется задолженность перед подрядчиком в сумме 10.008.468,53 руб., вкл. НДС 18%.
По договору N 177СП от 05.12.2017 года (освещение 3-й участок) цена договора составила 44.944.226,03 руб., вкл. НДС 18% (п. 2.1 договора N 177СП). Во исполнение п. 2.5.1 договора N 177СП подрядчик перечислил субподрядчику аванс в размере 9.549.557.00 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается платежным поручением N 2793 от 26.12.17 г. Субподрядчик выполнил работы на сумму 2.889.209,71 руб., вкл. НДС 18%, что подтверждается: актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) N 1 от 16.02.2018 г., справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 1 от 16.02.2018 г.
В соответствии с п. 2.8 договора, при оплате работ подрядчик удерживает 19,1% процентов от стоимости фактически выполненных субподрядчиком и принятых подрядчиком работ. Удержание производится в счет оплаты организационных услуг подрядчика с оформлением актов оказания услуг и счета-фактуры. Услуги подрядчика включают: координация и согласование с заказчиком хода выполнения работ, поставки материалов, оборудования и решения иных вопросов, обеспечение совместно с субподрядчиком работы рабочей и государственной/приемочной комиссий по приемке работ, представление необходимой проектной документации, контроль и надзор за качеством работ, обеспечение интернетом, выполнение иных обязанностей по договору (далее - организационные услуги).
Во исполнение п. 2.8 договора N 177СП подрядчик оказал субподрядчику организационные услуги 19.1% от стоимости фактически выполненных субподрядчиком работ) на сумму 551.839,05 руб., вкл. НДС 18%. Сдача-приемка оказанных подрядчиком услуг подтверждается актом N 1 от 16.02.18 г. Таким образом, стоимость выполненных работ, подлежащая оплате за вычетом удержания стоимости организационных услуг, составила 2.337.370,66 руб., вкл. НДС, а с учетом перечисленного аванса у субподрядчика имеется задолженность перед подрядчиком в размере 7.212.186,34 руб., вкл. НДС 18%.
Кроме того, для выполнения работ по договорам N 143СП, 175СП, 176СП, 177СП подрядчиком были переданы субподрядчику собственные давальческие материалы для использования их субподрядчиком при проведении работ по комплексному благоустройству рекреационных зон на территории района Южное Бутово, что подтверждается накладными на отпуск материалов на сторону по форме М-15: по договору N 143СП: накладная N б/н от 16.02.2018, накладная N б/н от 16.02.2018; по договору N 175СП: накладная N 6 от 16.02.2018; по договору N 176СП: накладная N б/н от 16.02.2018, накладная N 4 от 19.02.2018; по договору N 177СП: накладная N б/н от 16.02.2018, накладная N 5 от 19.02.2018. При этом субподрядчиком были израсходованы не все переданные материалы. Остатки неиспользованных материалов составили: труба ПЭ 100 SDR 17-40 x 2,4 - 7445,30 м п. x 40,83 руб. = 303.991,60 руб. (в т.ч. НДС 18%); труба ПЭ 100 SDR 17-50 x 3,0 - 898 м п. x 62,79 руб. = 56.385,42 руб. (в т.ч. НДС 18%), в связи с чем у субподрядчика имеется задолженность перед подрядчиком по давальческим материалам на общую сумму 360.377,02 руб., вкл. НДС 18%. На основании изложенного у субподрядчика имеется задолженность перед подрядчиком по договорам N 143СП, 173СП, 174СП, 175СП, 176СП, 177СП на общую сумму 24.996.110,06 руб., а также задолженность по давальческим материалам в размере 360.377,02 руб., вкл. НДС 18%. Общая сумма задолженности составляет 25.356.487,08 руб., вкл. НДС 18%. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
Так, в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются. Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Согласно ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 8 договоров, основаниями для расторжения договора в связи с односторонним отказом от исполнения договора по инициативе подрядчика являются: систематическое нарушение субподрядчиком сроков выполнения работ по причинам, не зависящим от подрядчика, влекущее увеличение сроков окончания работ более чем на шестьдесят дней, либо отставание от графика производства работ более чем на два месяца; неоднократное (от двух и более раз) нарушение объемов выполнения работ, предусмотренных договором. 29.05.2018 г. подрядчик направил субподрядчику уведомление о расторжении договоров в одностороннем порядке (письмо исх. N 462 от 25.05.2018 г.), что подтверждается описью вложения и почтовой квитанцией об отправке от 29.05.2018 г.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, принимая решение и постановление, суд правомерно исходил из того, что требование истца о взыскании неотработанных авансов по 6-ти договорам субподряда в сумме 25.356.487 руб. 80 коп. подлежит удовлетворению, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2019 года по делу N А40-298777/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
Д.И.Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.