город Москва |
|
19 ноября 2019 г. |
Дело N А40-278920/18-33-3057 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Декарт СК": Плаховой М.А. (дов. N 3 от 30.04.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московское областное УФАС России: Куликова И.А. (дов. N 03/5261/19 от 05.04.2019 г.);
от третьего лица МКУ "ЖКХ и благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области: Николаева М.А. (дов. N 57 от 29.07.2019 г.);
рассмотрев 14 ноября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Декарт СК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 г.,
по делу N А40-278920/18-33-3057,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Декарт СК"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконным решения,
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "ЖКХ и благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ: в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение муниципального казенного учреждения "ЖКХ и Благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области (далее - МКУ "ЖКХ и Благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области, третье лицо, заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Декарт СК" (далее - ООО "Декарт СК", общество, заявитель, участник) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке придомовых (дворовых) территорий жилого фонда городского поселения Дмитров, а также услуг по содержанию и ремонту объектов благоустройства, детских игровых и спортивных площадок, находящихся на данных территориях (номер извещения 0848300037418000015).
По результатам рассмотрения указанного выше обращения комиссией по контролю в сфере закупок Московского областного УФАС России было установлено, что 29 января 2018 г. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке придомовых (дворовых) территорий жилого фонда городского поселения Дмитров, а также услуг по содержанию и ремонту объектов благоустройства, детских игровых и спортивных площадок, находящихся на данных территориях (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09 февраля 2018 г. N 0848300037418000015-3 победителем аукциона признан участник ООО "Декарт СК".
07 марта 2018 г. между МКУ "ЖКХ и Благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области и ООО "Декарт СК" был заключен муниципальный контракт N 0848300037418000015-0947598-02 на сумму 2 666 336,10 руб. (далее - Контракт).
В разделе 5 контракта определены права и обязанности сторон.
Порядок расторжения договора определен разделом 8 контракта.
Согласно пункту 8.2 контракта заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего контракта в случае, если:
исполнитель оказывает услуги ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми (подпункт 8.2.1);
исполнитель неоднократно нарушил сроки оказания услуг, предусмотренные настоящим контрактом (подпункт 8.2.2);
исполнитель не приступает к исполнению настоящего контракта в срок установленный настоящим контрактом, или нарушает календарный план (график оказания услуг), предусмотренный настоящим контрактом, либо в ходе исполнения исполнителем условий контракта стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим контрактом срок (подпункт 8.2.3).
11 апреля 2018 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением заказчиком обязательств по контракту, а именно: участник не приступил к исполнению своих обязательств, предусмотренных контрактом.
Указанное решение 11 апреля 2018 г. направлено ООО "Декарт СК" посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о вручении) по адресу, указанному в контракте и размещено в ЕИС.
Контракт расторгнут между сторонами с 07 мая 2018 г.
24 августа 2018 г. по результатам рассмотрения обращения заказчика комиссией Московского областного УФАС России принято решение по делу N РНП-12887/18 о включении сведений об ООО "Декарт СК" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Считая свои права нарушенными, ООО "Декарт СК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому областному УФАС России о признании незаконным указанного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "ЖКХ и Благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Декарт СК" просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку существенных нарушений условий контракта исполнителем не допущено.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Декарт СК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Московского областного УФАС России и МКУ "ЖКХ и Благоустройство" Дмитровского муниципального района Московской области против ее удовлетворения возражали, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 вышеназванного закона, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку заявитель не устранил в течение 10 дней нарушения условий контракта, в связи с чем сведения в отношении него подлежали включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом судами установлено нарушение исполнителем условий контракта.
Судами также указано на соблюдение заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе его от исполнения контракта.
Отклоняя ссылку общества на необоснованное отклонение ходатайства общества об отложении заседания антимонопольного органа, в связи с поздним получением уведомления о предстоящем заседании комиссии, судами указано на то, что Закон о контрактной системе не содержит требований о направлении уведомления о заседании комиссии управления в определенные сроки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 г. по делу N А40-278920/18-33-3057 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Декарт СК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.