город Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А40-315689/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Воронин М.И. по дов. от 03.12.2018;Калинин М.Ю. по дов. от 03.12.2018;
от ответчика: Приставкин А.А. по дов. от 25.10.2018;Вихарев А.А. по дов. от 03.12.2018,
рассмотрев 21 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по аккредитации
на решение от 21 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 22 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Красновой Т.Б., Чеботаревой И.А.
по делу N А40-315689/2018
по заявлению ООО "Трансконсалтинг"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансконсалтинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по аккредитации по непринятию решения о возобновлении действия аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11АВ29) и обязании принять решение о возобновлении действия аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11АВ29).
Решением суда от 21 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года требования заявителя были удовлетворены.
Федеральная служба по аккредитации не согласилась с оспариваемыми судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года но делу N А40-315698/18 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по основаниям нарушения судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель кассатора доводы жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в кассационной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель общества поддержал решение суда первой и апелляционной инстанций, с доводами кассационной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил судебные акты оставить без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Общество с ограниченной ответственностью "Трансконсалтинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по аккредитации в форме непринятия решения о возобновлении действия аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Грансконслатинг" (уникальный номер записи об аккредитации в Реестре аккредитованных лиц N РОСС RU.0001.11АВ29, далее также - Орган по сертификации) и об обязании Росаккредитации принять решение о возобновлении действия аккредитации Органа по сертификации.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, требования Заявителя в полном объеме удовлетворены с обязанием Росаккредитацию принять решение о возобновлении действия аккредитации Заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 412-ФЗ в случае устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, повлекшего за собой приостановление действия аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня установления факта устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия принимает решение о возобновлении действия аккредитации и вручает аккредитованному лицу непосредственно или его представителю под расписку уведомление о принятом решении либо направляет его аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Суды на основании вышеизложенного пришли к выводу, что из закона следует, что отказ или уклонение от процедуры подтверждения компетентности устраняется подачей заявления о прохождении данной процедуры, что произведено Заявителем, которым было подано Заявление N 29-10/18 от 29.10.2018 о проведении процедуры подтверждения компетентности, что по мнению судов свидетельствует о прекращении факта уклонения и отказа от процедуры подтверждения компетентности, а также является выражением намерения пройти установленные законом процедуры.
В связи с чем, по мнению судебных инстанций, днем установления Росаккредитацией факта устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия является дата начала оказания Росаккредитацией государственной услуги по подтверждению компетентности N 16198-ГУ - 29.10.2018 года, в связи с чем действие аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" должно было быть возобновлено не позднее 05.11.2018 года.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Приказом Федеральной службы по аккредитации от 26.10.2018 N 62-ПО было приостановлено действие аккредитации органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" во всей области аккредитации.
Основанием приостановления действия аккредитации, как указано в Приказе N 62-ПО, явилось неисполнение Заявителем требований п. 1, п. 2 ч. 1 и ч. 5 ст. 24 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Как указано в Уведомлении Росаккредитации от 26.10.2018 N 28145/04-АС для возобновления действия аккредитации Заявителю необходимо было представить в Росаккредитацию заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
29.10.2018 Заявитель подал в Росаккредитацию повторное заявление N 29-10/2018 от 25.10.2018 о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
29.10.2018 Заявитель подготовил Письмо N 31-10/18, которое 30.10.2018 подал в Росаккредитацию. В этом Письме Заявитель сообщил об устранении оснований для приостановления действия аккредитации и просил возобновить действие аттестата аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг".
19.11.2018 Заявитель направил в Росаккредитацию два обращения (исх. N 10-11/18, N 11-11/18), в которых просил принять неотложные меры по возобновлению действия аттестата аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг".
Письмом от 28.11.2018 в ответ на Обращения Заявителя N 31-10/18 от 29.10.2018, N 10-11/18 от 19.11.2018, N 11-11/18 от 19.11.2018 Росаккредитация сообщила, что поскольку Заявитель Письмом от 05.10.2018 N 08-10/18 отозвал государственную услугу от 03.09.2018 N 13585-ГУ по ранее поданному заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности, то для возобновления действия аккредитации ему необходимо представить в Росаккредитацию заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также обеспечить прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном Законом об аккредитации.
На основании вышеизложенного суды пришли к выводу, что Росаккредитация в отсутствие каких-либо правовых оснований не принимает решение о возобновлении действия аккредитации Заявителя, чем незаконно препятствует осуществлению Заявителем законной предпринимательской деятельности.
В то же время, суды не учли следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона N 412-ФЗ в случае приостановления действия аккредитации ввиду отказа или уклонения аккредитованного лица от прохождения процедуры подтверждения компетентности основанием для возобновления действия аккредитации является положительное завершение прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности.
Так, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ, Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 854 Росаккредитация наделена функциями национального органа по аккредитации и комплексом полномочий, направленных на стабильное, безопасное и соответствующее целям аккредитации функционирование национальной системы аккредитации.
Согласно пункту 1 части I статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Исходя из части 7 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года N 86 "О единой национальной системе аккредитации" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отвечающим критериям аккредитации, переданы правомочия по выполнению публично-правовой функции по оценке соответствия, в связи с чем такие лица наделяются специальной правоспособностью: только они на основании обращений заявителей предоставляют публичные услуги по оценке соответствия. Статьями 22, 23, 24 и 27 Федерального закона N 412-ФЗ предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие выполнение работ по оценке соответствия только теми аккредитованными лицами, которые соответствуют критериям аккредитации.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в установленные ей сроки: 1) в течение первого года со дня аккредитации; 2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности; 3) каждые пять лет со дня аккредитации. Частями 2, 3 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ установлены правила применения указанных сроков.
В соответствии с положениями частей 8-19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ содержательная основа процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица заключается в проведении документарной и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, которые осуществляются экспертной группой, включающей эксперта по аккредитации, технических экспертов и формируемой в соответствии с частями 6-10 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ.
Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации и формируемой с учетом области аккредитации аккредитованного лица, места или мест осуществления деятельности в области аккредитации, выявленных ранее фактов нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованного лица, результатов анализа сведений о результатах деятельности аккредитованною лица.
В силу части 14 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи) или экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части I настоящей статьи) составляется акт экспертизы в двух экземплярах.
Согласно части 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ по результатам проведения выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (если такие мероприятия осуществлялись), проверки акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации национальный орган по аккредитации принимает решение: 1) о подтверждении компетентности аккредитованною лица и внесении соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц в случае установления соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации; 2) о приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации и направлении перечня несоответствий критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации; 3) о направлении перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если выявленное несоответствие аккредитованного лица критериям аккредитации не относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
С учетом этого, положительным результатом прохождения процедуры подтверждения компетентности следует считать принятие Росаккредитацией по итогам прохождения процедуры подтверждения компетентности решения, не связанного с приостановлением действия аккредитации в порядке, установленном в соответствии с пунктами 1 или 3 часта 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица.
Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не ранее чем за четыре месяца до наступления срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ факт отказа или уклонения от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица является самостоятельным безусловным основанием для приостановления действия аккредитации.
Правомерность соответствующего вывода подтверждается, в том числе судебной практикой - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N 305-КП7-13260 по делу N А40-132717/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2016 года по делу N А40-236229/2015.
В этой связи Росаккредитация, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ приказом от 26 октября 2018 года N 62-ПО законно и обоснованно приостановила действие аккредитации органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг".
Таким образом, выводы судов, основаны на неправильном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах, требования ООО "Трансконсалтинг" о признании незаконным бездействия Федеральной службы по аккредитации по непринятию решения о возобновлении действия аккредитации Органа по сертификации продукции "ЛСМ" ООО "Трансконсалтинг" и обязании принять решение о возобновлении действия аккредитации удовлетворению не подлежат.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года по делу N А40-315689/2018 отменить, в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.