город Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А40-123430/18-154-1536 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Ассоциации строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Ростехнадзора: Бахмутова С.В. (дов. N Д-21 от 31.05.2019 г.);
от третьего лица НОСТРОЙ: Семьянова Е.В. (дов. от 26.04.2019 г.);
рассмотрев 26 ноября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 апреля 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 г.
по делу N А40-299689/18-17-3155
по заявлению Ассоциации строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным приказа,
третье лицо: Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство",
УСТАНОВИЛ: решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 27 февраля 2010 г. N 00-01-39/229-сро сведения о некоммерческом партнерстве "Межрегиональное объединение специализированных строительно-монтажных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" с 19 февраля 2010 г. внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (регистрационный номер записи: СРО-С-202-19022010, номер реестровой записи 202).
10 января 2018 г. наименование юридического лица было изменено на Ассоциация строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" (далее - Ассоциация, заявитель).
От Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - НОСТРОЙ) в Ростехнадзор в соответствии с частью 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации поступило заключение о возможности исключения сведений об Ассоциации из государственного реестра СРО, утвержденное решением Совета НОСТРОЙ от 24 октября 2018 г. (протокол N 131).
Согласно указанному заключению основаниями для исключения сведений об Ассоциации из государственного реестра СРО в соответствии с частью 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является неисполнение Ассоциацией требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; требований, установленных внутренними документами Ассоциации; необеспечение Ассоциацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
На основании приказа Ростехнадзора от 29 ноября 2018 г. N СП-105 сведения об Ассоциации исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Считая свои права нарушенными, Ассоциация строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ростехнадзору о признании недействительным указанного приказа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 апреля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Ассоциация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Ростехнадзор и НОСТРОЙ просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Ростехнадзора и НОСТРОЙ возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители заявителя в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) и пункта 2 части 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана формировать компенсационный фонд в установленном размере.
Согласно статье 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации формирует компенсационный фонд возмещения вреда и в случаях, установленных настоящим Кодексом, формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Статьей 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - в уполномоченных банках).
Из части 6 статьи 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 настоящего Кодекса, или в судебном порядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 настоящего Кодекса.
Частью 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации Ростехнадзору предоставлено право принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций при наличии заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 статьи 55.19 или частью 11 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, оно основано на положениях действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что оформленное приказом от 29 ноября 2018 г. N СП-105 решение Ростехнадзора об исключении сведений об Ассоциации из государственного реестра СРО принято во внесудебном порядке в соответствии с частью 6 статьи 55.2 и часи 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании поступившего заключения НОСТРОЙ в соответствии с частью 11 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации о возможности исключения сведений из государственного реестра СРО.
Итоговым документом в рамках установленной статьей 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры является заключение НОСТРОЙ.
Заключение, оформленное по факту неисполнения заявителем уведомления НОСТРОЙ об устранении нарушений, является самостоятельным и исчерпывающим основанием для принятия Ростехнадзором решения об исключении саморегулируемой организации из реестра СРО.
Указанное заключение содержит аргументированные указания на выявленные нарушения в деятельности заявителя и их нормативное обоснование.
Ассоциацией не сформирован компенсационный фонд возмещения вреда в порядке, установленном статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом требований, установленных частями 10, 12 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В ходе проверки Ассоциация документально подтвердила наличие средств компенсационных фондов в следующем размере: согласно выписке по операциям на специальном банковском счете, открытом в АО "Газпромбанк" для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, остаток по счету на 01 июня 2018 г. составляет 4 132 083,35 руб.; согласно выписке по операциям на специальном банковском счете, открытом в АО "Альфа-Банк" для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, остаток по счету на 01 июня 2018 г. составляет 27 328 871,72 руб.; согласно выписке по операциям на специальном банковском счете, открытом в АО "Газпромбанк" для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, остаток по счету на 01 июня 2018 г. составляет 9 803 333,33 руб.
Своим заявлением от 28 ноября 2018 г. N 229 о несоответствии требованиям Ассоциация подтвердила факт ненадлежащего формирования компенсационных фондов возмещения вреда и договорных обязательств.
Ассоциаций также не размещены в полном объеме средства компенсационного фонда на специальных счетах в уполномоченных банках.
Таким образом, заключение НОСТРОЙ содержит объективные данные о том, что исходя из сведений, имеющихся в едином реестре членов СРО, совокупный размер средств компенсационных фондов Ассоциации должен составлять не менее 119 100 000,00 руб., между тем совокупный размер средств компенсационных фондов Ассоциации, размещенных на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях, согласно представленным Ассоциацией в НОСТРОЙ выпискам по специальным счетам составляет 47 082 081,67 руб.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 апреля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 г. по делу N А40-299689/18-17-3155 оставить без изменения, кассационную жалобу Ассоциации строительных организаций "СТРОЙСПЕЦМОНТАЖСЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.