город Москва |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А41-33132/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Бучнева Е.А., доверенность от 28.05.2019;
от заинтересованного лица: Махарадзе М.А., доверенность от 16.09.2019;
рассмотрев 26 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 25 июня 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 04 сентября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Коноваловым С.А., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-33132/19
по заявления АО "Мособлэнерго"
об оспаривании отказа
к Комитету лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), в котором просило:
- признать незаконным отказ в выдаче разрешения на размещение на земельном участке из земель лесного фонда (кадастровый квартал 50:20:0010215) объекта - линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-560731 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, в районе с. Немчиновка, кадастровый номер 50:20:0010215:455, изложенный в письме комитета от 20.02.2019 N исх - 3643/29;
- обязать комитет выдать разрешение на размещение на земельном участке из земель лесного фонда (кадастровый квартал 50200010215) объекта линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ - 0,4 кВ ТП - 560731 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область Одинцовский район, городское поселение Одинцово, в районе с. Немчиновка, кадастровый номер 50:20:0010215:455, сроком на 60 месяцев.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 08.02.2018 на основании заявки Сухова А.А. обществом заключен договор N 1801404ЮД об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств в соответствии с которым, сетевая организация обязана осуществить прокладку линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ - 0,4 кВ ТП - 560731 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, в районе с. Немчиновка, кадастровый квартал 50:20:0010215.
В целях надлежащего выполнения условий договора, общество 12.02.2018 обратилось в комитет с заявлением от 08.02.2018 исх. N 03/364 о выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке из земель лесного фонда, в границах которого произведена разработка плана трассы линии электропередачи к земельному участку Сухова А.А.
Письмом от 20.02.2019 N исх-36343/29 комитет отказал в выдаче разрешения на размещение объекта со ссылкой на пункт 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно лесохозяйственному регламенту Звенигородского лесничества испрашиваемый земельный (лесной) участок расположен в лесопарковой зоне.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Такими объектами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300, Перечень N 1300), в том числе, являются: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Порядок N 229/13), которые регламентируют процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно Перечню N 1300.
Согласно Порядку N 229/13, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган). Разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; виды объектов, предполагаемых к размещению; кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части; кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен; способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения; срок, на который требуется получение разрешения.
К заявлению прилагаются: копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ).
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 Порядка N 229/13; в заявлении указаны объекты, не указанные в Перечне N 1300.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отказывая в выдаче разрешения на размещение объекта, комитет исходил из ограничений, установленных в пункте 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, который содержит запрет на возведение в лесопарковых зонах объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений.
Однако в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Основными признаками недвижимости в силу действующего законодательства являются: во-первых, прочная связь с землей; во-вторых, невозможность перемещения соответствующего объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
В силу положений пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 10 и пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что линия электропередачи, о размещении которой в данном случае идет речь, не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пункте 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации на линии электропередач, как линейный объект, не являющийся объектом капитального строительства, не распространяются.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражный суд Московского округа от 23.10.2018 по делу N А41-103970/17.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что комитетом не представлено доказательств того, что планируемый спорный объект, относится к объектам капитального строительства, а также с учетом того, что общество, обращаясь заявлением, представило все необходимые документы в соответствии с пунктом 5 Порядка N 229/13, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что комитет необоснованно отказал в выдаче разрешения линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-560731.
В качестве способа устранения нарушенных прав общества суды правомерно обязали комитет выдать разрешение на размещение на земельном участке из земель лесного фонда (кадастровый квартал 50200010215) объекта линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ-0 4 кВ ТП- 560731 до границ участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, в районе с. Немчиновка, кадастровый номер 50:20:0010215:455, сроком на 60 месяцев.
Указанный способ восстановления нарушенных прав приведен обществом в заявлении при обращении в арбитражный суд.
Суды отметили, что каких-либо возражений относительно такого способа восстановления нарушенных прав заявителя Комитетом лесного хозяйства Московской области при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции не заявлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года по делу N А41-33132/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 10 и пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что линия электропередачи, о размещении которой в данном случае идет речь, не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем ограничения, установленные в пункте 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации на линии электропередач, как линейный объект, не являющийся объектом капитального строительства, не распространяются.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражный суд Московского округа от 23.10.2018 по делу N А41-103970/17.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что комитетом не представлено доказательств того, что планируемый спорный объект, относится к объектам капитального строительства, а также с учетом того, что общество, обращаясь заявлением, представило все необходимые документы в соответствии с пунктом 5 Порядка N 229/13, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что комитет необоснованно отказал в выдаче разрешения линии электропередачи классом напряжения 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-560731."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2019 г. N Ф05-18874/19 по делу N А41-33132/2019