город Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А40-35520/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Коврова И.В. по дов. от 05.04.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев 26 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Далан-Строй"
на решение от 14 мая 2019 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 19 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Прониковой Е.В., Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А.
по делу N А40-35520/2019
по заявлению ООО "Далан-Строй" (ИНН 7733124338, ОГРН 1027739235237)
к Московско-Окскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Далан-Строй" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее также - ответчик, Управление).
Решением суда от 14 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции, заявитель обратился с кассационной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судебными инстанциями и следует из фактических обстоятельств по делу, Общество обратилось в Управление с заявкой (вх. от 25.10.2018 N 3699-С) о согласовании осуществления деятельности по строительству индивидуального жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, пос. Вешки, на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120104:507, площадью 798 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в границах Жилого комплекса "Новые Вешки".
Рассмотрев указанную заявку и представленный Обществом комплект документов, Управление приняло решение от 15.11.2018 N 01-19/9456 "Заключение об отказе в согласовании осуществления деятельности по строительству индивидуального жилого дома".
При этом основанием для отказа послужил вывод Управления о том, что Обществом не в полном объеме представлена необходимая документация, а также иная информация.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Означенная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" (далее также - Правила).
Пунктом 5 означенных Правил установлен перечень документации, которая прилагается к заявке при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства: а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87; б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" определены меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
Согласно Приказу Федерального агентства по рыболовству от 15.06.2016 N 411 "Об утверждении Положения о Московско-Окском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству" Управление является территориальным органом Росрыболовства, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения. Функцией Управления является согласование (отказ в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов, а также осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
При осуществлении означенной функции на Управление возложена обязанность по изучению вопроса о возможном наличии негативного воздействия на водные объекты и водные биологические ресурсы, которое может возникнуть в ходе осуществления такой деятельности, а также вопроса о тех компенсационных мерах, которые должны осуществляться в случае возникновения такового воздействия.
Обязанность по предоставлению соответствующих материалов по оценке негативного воздействия на водный объект и водные биологические ресурсы возложена на лицо, планирующее соответствующую деятельность.
Судами установлено и что следует из материалов дела, что Общество представило в Управление заявку на осуществление согласования строительства объекта капитального строительства индивидуального жилого дома в следующем составе: основные характеристики жилого дома; ГПЗУ; проект планировки территории комплексной малоэтажной жилой застройки; чертеж планировки территории; схему размещения инженерных сетей и сооружений; проект планировки территории комплексной малоэтажной жилой застройки; схему архитектурно-планировочной организации территории; чертеж межевания территории комплексной малоэтажной жилой застройки; разбивочный чертеж красных линий; проект межевания.
Между тем, предусмотренная п. 5 Правил документация была представлена Обществом не в полном объеме и не в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, а именно: не представлены следующие разделы проектной документации (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения): раздел "Пояснительная записка"; раздел "Схема планировочной организации земельного участка"; подраздел "Система водоснабжения"; подраздел "Система водоотведения"; подраздел "Технологические решения"; раздел "Проект организации строительства"; раздел "Перечень мероприятий по охране окружающей среды".
Кроме того, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, определенные Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, также были представлены Обществом не в полном объеме.
Учитывая изложенное, судами сделан правомерный вывод о наличии у Управления законных оснований для отказа Обществу в согласовании осуществления деятельности по строительству индивидуального жилого дома.
При этом, как обоснованно отметили суды, в силу п. 13 Правил в случае отказа в согласовании деятельности заявители могут повторно представить заявку и документацию в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) при условии доработки документации с учетом замечаний и рекомендаций, предусмотренных в решении об отказе в согласовании осуществления деятельности.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Таким образом, кассационная коллегия приходит к выводу о том, что судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года по делу N А40-35520/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.