город Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А40-24078/2019-147-198 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга": Новокшонова И.Б. (дов. N 911 от 19.12.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального таможенного управления: Родина А.В. (дов. N 81-29/191 от 26.12.2018 г.), Митрохина А.Н. (дов. N 81-19/63 от 26.04.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Калужской таможни: Тингаевой Ю.А. (дов. N 04-49/35 от 22.10.2019 г.);
рассмотрев 03 декабря 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г.
по делу N А40-24078/2019-147-198
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самсунг Электроникс Рус Калуга"
к Центральному таможенному управлению, Калужской таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Самсунг Электроникс Рус Калуга" (далее - ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга", общество заявитель) для производства телевизоров и мониторов под маркой "Samsung" осуществляет ввоз в Россию различных комплектующих, в число которых входят соединители и контактные элементы (разъемы) для проводов и кабелей для монтажа на печатную плату телевизора.
В 2015 - 2017 годах при таможенном декларировании данных товаров обществом заявлялся классификационный код по ТН ВЭД 8536 90 100 0 "Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения, штепсельные вилки и розетки, патроны для электроламп и прочие соединители, соединительные коробки) на напряжение не более 1000 В; соединители для волокон оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей: - устройства прочие: - соединители и контактные элементы для проводов и кабелей".
В период с февраля по май 2018 г. Калужской таможней проводилась камеральная проверка ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" по вопросу правильности классификации указанных товаров.
25 мая 2018 г. Калужской таможней был составлен акт камеральной таможенной проверки N 10106000/210/250518/А0009 и принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10106000-18/000114.
Указанным классификационным решением заявленный при таможенном декларировании данных товаров классификационный код был изменен на код 8536 69 300 0 "Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения, штепсельные вилки и розетки, патроны для электроламп и прочие соединители, соединительные коробки на напряжение не более 1000 В; соединители для волокон оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей: - прочие:- для печатных схем".
С указанным решением обществом согласилось, поскольку классификационное решение Калужской таможни не привело к возникновению у него обязанности по уплате таможенных платежей, так как ранее заявлявшемуся обществом классификационному коду (8536 90 100 0), так и коду, установленному Калужской таможней (8536 69 300 0), в Таможенном тарифе ЕАЭС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 0%.
23 октября 2018 г. Центральным таможенным управлением в отношении тех же товаров было принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10100000-18/000004.
31 октября 2018 г. Центральным таможенным управлением было принято решение N РКТ-10100000-18/000004 о внесении изменений в решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 23 октября 2018 г. N РКТ-10100000-18/000004.
Согласно указанному решению Центральным таможенным управлением по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 23 октября 2018 г. N РКТ-10100000-18/000004 (в редакции от 31 октября 2018 г.) ранее принятое Калужской таможней решении по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25 мая 2018 г. N РКТ-10106000-18/000114 было признано не соответствующим требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации и отменено.
В отношении ввозимых обществом разъемов Центральным таможенным управлением был определен классификационный код 8536 69 900 8 "Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения, штепсельные вилки и розетки, патроны для электроламп и прочие соединители, соединительные коробки) на напряжение не более 1000 В: соединители для волокон оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей: - прочие: - прочие: - прочие".
Указанный классификационный код определен Центральным таможенным управлением в отношении разъемов, задекларированных по 69 таможенным декларациям.
Таможенным органом было принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 02 ноября 2018 г. N 10106000/021118/0000681.
При этом в период с 22 по 26 ноября 2018 г. таможней произведено взыскание таможенных платежей (таможенная пошлина и НДС) по 66 таможенным декларациям, по которым были составлены формы КДТ, на общую сумму 2 949 148,76 руб. за счет авансовых платежей.
Письмами от 26 ноября 2018 г. N 11-25/16657 и от 28 ноября 2018 г. N 11-251/16703 и N 11-25/16739 Калужская таможня направила обществу в общей сложности 61 уведомление о задолженности по уплате пени по 61 таможенной декларации на общую сумму 657 769,30 руб.
Указанные уведомления обществом были оплачены.
Считая свои права нарушенными, ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению, Калужской таможне о признании незаконными решения Центрального таможенного управления по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 23 октября 2018 г. N РКТ-10100000-18/000004 (в редакции от 31 октября 2018 г.) об изменении решения по классификации товара и действий Калужской таможни по взысканию таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г., заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решение Центрального таможенного управления по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 23 октября 2018 г. N РКТ-10100000-18/000004 (в редакции от 31 октября 2018 г.) об изменении решения по классификации товара и действия Калужской таможни по взысканию таможенных платежей. Суд обязал Калужскую таможню рассмотреть вопрос о возврате ОО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" списанных таможенных платежей на основании решения Центрального таможенного управления по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 23 октября 2018 г. N РКТ-10100000-18/000004 (в редакции от 31 октября 2018 г.) об изменении решения по классификации товара в установленном таможенным законодательством порядке.
В кассационной жалобе Центральное таможенное управление просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что задекларированные обществом товары по своим конструктивным свойствам и области использования в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 и 6 подлежат классификации в подсубпозиции 8536 69 900 8 ТН ВЭД ТС (ЕАЭС).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центрального таможенного управления поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга" возражал против ее удовлетворения. Представитель Калужской таможни с доводами кассационной жалобы согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе такие сведения о товарах, как наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД и другие.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
Согласно правилам 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров в юридических целях должна осуществляться исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное, а также в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС. Основные правила интерпретации ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4) (далее - Пояснения), которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной организации.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно положениям Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Первое правило интерпретации ТН ВЭД предусматривает, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Только в случае, если такими текстами не предусмотрено иное, классификация осуществляется в соответствии с положениями правил интерпретации ТН ВЭД 2, 3, 4, 5 и 6, где это применимо.
Согласно правилу 2 (а) Правил интерпретации любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно правилу 2 (б) Правил интерпретации любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями правила 3.
Третье правило - в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара;
б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим;
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Данное правило предусматривает три метода классификации товаров, которые, prima facie, могут быть отнесены к двум или более товарным позициям, либо в соответствии с условиями правила 2 (б), либо по любой другой причине. Эти методы применяются в той последовательности, в которой они приведены в данном правиле.
Соответственно, правило 3 (б) применяется только тогда, когда правило 3 (а) не подходит для классификации, а если не подходит ни правило 3 (а), ни правило 3 (б), применяется правило 3 (в). Соответственно очередность следующая: (а) конкретное описание товара, (б) основное свойство, (в) товарная позиция, которая идет последней в порядке возрастания кодов.
Таким образом, при отнесении части товара к тому или иному коду ТН ВЭД следует учитывать и его функциональное назначение.
Согласно 6 правилу для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Коду ТН ВЭД ЕАС 8536 69 900 8 соответствует товарная позиция: 85 - электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности; 8536 - аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения, штепсельные вилки и розетки, патроны для электроламп и прочие соединители, соединительные коробки) на напряжение не более 1000 В; соединители для волокон оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей; 8536 90 - устройства прочие; 8536 69 900 8 - прочие).
Коду ТН ВЭД ЕАС 8536 90 100 0 соответствует товарная позиция: 85 - электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности; 8536 - аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения, штепсельные вилки и розетки, патроны для электроламп и прочие соединители, соединительные коробки) на напряжение не более 1000 В; соединители для волокон оптических, волоконно-оптических жгутов или кабелей; 8536 90 - устройства прочие; 8536 90 100 0 - соединители и контактные элементы для проводов и кабелей).
В действующих пояснениях к ТН ВЭД в отношении подсубпозиции 8536 69 100 0 - 8536 69 900 8 разъясняется, что: "данные подсубпозиции включаются электромеханические штепсельные вилки (так называемый штыревой разъем) и розетки (так называемый гнездовой разъем), которые позволяют осуществлять подсоединения, например, между устройствами, кабелями и соединительными платами. Соединители могут иметь вилку или розетку на обеих сторонах, или вилку или розетку на одной стороне и другое контактное устройство на другой стороне (например, обжимное, клеммное, паяное или винтовое)".
В отношении подсубпозиции 8536 69 300 0 указано, что в данную подсубпозицию включаются штепсельные вилки и розетки, которые предназначены для непосредственной установки на плате печатной схемы или гибкой печатной плате.
Согласно Пояснениям, действовавшей в спорный период, в данную подсубпозицию включаются все штепсельные разъемы, к которым печатные схемы могут быть непосредственно подсоединены (1) с одной или (2) с обеих сторон (прямые соединители, примеры которых были приведены на рисунках).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку у таможенного органа не имелось оснований для классификации товара в подсубпозиции 8536 69 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Судами установлено, что спорные товары, являющиеся штепсельными розетками, предназначенными для установки непосредственно на печатную плату телевизора, исходя из имеющего юридическое значение наименования подсубпозиции, а также с учетом Пояснений к ТН ВЭД, должны классифицироваться кодом 8536 69 300 0 - для печатных схем.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо, не соответствующих действительности).
При этом судами принято во внимание, что ранее решением Калужской таможни был правильно определен код товара для данных видов товара.
Приняв во внимание вышеизложенные описания позиций и подпозиций по кодам классификации 8536 69 300 0 и 8536 69 900 8, суды пришли к выводу о том, что ввезенный товар был задекларирован обществом в полном соответствии с ТН ВЭД с присвоением кода классификации 8536 69 300 0.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2019 г. по делу N А40-24078/2019-147-198 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.