город Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А41-44010/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Фермерский базар": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Хусаиновой О.А. (дов. N 03-30/50 от 15.01.2019 г.);
рассмотрев 03 декабря 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 г.
по делу N А41-44010/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фермерский базар"
к Московской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2019 г. N 10013000-5906/2018 и представления от 11 апреля 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: Северной транспортной прокуратурой во исполнение задания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 14 ноября 2018 г. совместно с должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям) и Московской областной таможни на территории фермерского базара, расположенного по адресу: Московская область, район Красногорский, автодорога Балтия, территория ТЦ Строительный двор Петровский, стр. 2, проведена проверка соблюдения законодательства о специальных экономических мерах, в ходе которой установлены факты продажи обществом с ограниченной ответственностью "Фермерский базар" (далее - ООО "Фермерский базар", общество, заявитель) на торговом месте, переданного на основании договора субаренды N 44/2018 от 30 октября 2018 г., товаров стран происхождения Европейского Союза, свободная реализация которых запрещена (ограничена) на территории Российской Федерации, а именно выявлен товар, предлагаемый к реализации:
- сыр - FRICO, общим весом 11 кг 616 гр. (страна происхождения - Нидерланды);
- сыр - CUAMBRIE DELUXE, общим весом 3 кг 504 гр. (страна происхождения Германия);
- сыр - SAINT AGUR, общим весом 6 кг 620 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - FOL EPI, общим весом 20 кг 950 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - MINI BRIE, общим весом 8 кг 125 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - PHILADELPHIA, общим весом 1 кг 250 гр. (страна происхождения Польша);
- сыр - CHAVROUX, общим весом 1 кг 750 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - TARTUFO (TRUFFELKAAS UIT), общим весом 20 кг 690 гр. (страна происхождения Нидерланды);
- сливочное масло - BEPPINO OCCELLI BURRO, общим весом 834 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр MASCARPONE GORGONZOLA IGOR, общим весом 1 кг 474 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - IGOR GORGONZOLA, общим весом 1 кг 322 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - CAMEMBERT, общим весом 375 гр. (страна происхождения Дания);
- сыр - BETTINE GEITENKAAS SPREAD общим весом 375 гр. (страна происхождения Нидерланды);
- сыр - RAMBOL AUX NOIX, общим весом 722 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - RAMBOL FINES HERBES, общим весом 1 кг 274 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - MOZART, общим весом 3 кг 598 гр. (страна происхождения Австрия);
- сыр - AMADEUS, общим весом 1 кг 510 гр. (страна происхождения Австрия);
- сыр - WYKE CHEDDAR RESERVE, общим весом 3 кг 648 гр. (страна происхождения Англия);
- сыр - WYKE CHEDDAR EXTRA MATURE, общим весом 2 кг 468 гр. (страна происхождения Англия);
- сыр - MONTAGNOLO, общим весом 2 кг 188 гр. (страна происхождения Германия);
- сыр - DOR BLU GRAND NOIR, общим весом 5 кг 438 гр. (страна происхождения Германия);
- сыр - MAASDAM, общим весом 12 кг 717 гр. (страна происхождения Нидерланды);
- сыр - ROQUEFORT, общим весом 854 гр. (страна происхождения Франция);
- сыр - IL FORTETO АСЮ DI BOSCO, общим весом 4 кг 020 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - DON ALVARO CURADO, общим весом 5 кг 632 гр. (страна происхождения Испания);
- сыр - MANCHEGO QUESO, общим весом 3 кг 272 гр. (страна происхождения Испания);
- сыр - MONTESINOS MURCIA AL VINO, общим весом 3 кг 988 гр. (страна происхождения Испания);
- сыр CAMBOZOLA, общим весом 2 кг 488 гр. (страна происхождения Германия);
- сыр САСЮ NOCELLO STAGIONATO, общим весом 800 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - EL PASTOR SEMICURADO, общим весом 656 гр. (страна происхождения Испания);
- сыр - MOLITERNO AL TARTUFO, общим весом 10 кг 166 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - BOSCHETTO AL TARTUFO, общим весом 1 кг 434 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - PARMIGIANO, общим весом 4 кг 282 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - GRANA PODANO, общим весом 2 кг 776 гр. (страна происхождения Италия);
- сыр - GRANANDANO ORIGINALE, общим весом 5 кг 836 гр. (страна происхождения Нидерланды);
- сыр - PECORINO, общим весом 5 кг 248 гр. (страна происхождения Италия).
Общий вес выявленной продукции составил 157 кг 280 грамм.
По результатам проведенной проверки Северной транспортной прокуратурой составлен акт проверки от 14 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 г. Северной транспортной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
21 ноября 2018 г. Московской межрегиональной транспортной прокуратурой принято решение о направлении материалов проверки для проведения административного расследования в Московскую областную таможню (далее - таможенный орган).
Определением от 28 ноября 2018 г. дело об административном правонарушении принято к производству Московской областной таможни.
10 декабря 2018 г. Московской областной таможней назначена товароведческая экспертиза.
Экспертиза была поручена закрытому акционерному обществу "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ" (далее - ЗАО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ").
Согласно заключению об оценке к Отчету N 33т/19 рыночная стоимость товара по состоянию на 14 ноября 2018 г. составляет 422 883,00 руб.
07 марта 2019 г. таможенным органом в отношении ООО "Фермерский базар" составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Московской областной таможни от 11 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 10013000-5906/2018 ООО "Фермерский базар" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 16.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что в денежном выражении составляет 211441,50 руб.
11 апреля 2019 г. ООО "Фермерский базар" выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Считая указанные постановление и представление незаконными, ООО "Фермерский базар" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным постановления Московской областной таможни от 11 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении N 10013000-5906/2018 о привлечении ООО "Фермерский базар" к административной ответственности по статьи 16.21 КоАП РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Московская областная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, указывая на то, что оценка рыночной стоимости товара в соответствии с отчетом ЗАО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ" N 33т/19 проведена на основании действующего законодательства и является надлежащим доказательством по данному делу.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фермерский базар" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Фермерский базар" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя таможенного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Действия, связанные с пользованием товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что отчет ЗАО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ" об оценке N 33т/19, подготовленный в рамках административного дела N 10013000-5906/2018, не соответствует требованиям предъявляемым Федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297 - 299 (далее - ФСО N 1, 2, 3) и требованиям Методики определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России (далее - Методика), в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2019 г. признано незаконным и отменено.
Судами установлено, что согласно отчету ЗАО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ" об оценке N 33т/19 стоимость товара определялась методом сравнительного подхода, при этом экспертом не указано в связи с чем не применялись иные методы оценки, обоснованный отказ от использования иных методов в заключении не отражен.
В соответствии с пунктом 11 ФСО N 1 основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Между тем, описание изъятой продукции имеет только наименование и страну происхождения, сведений о конкретных производителях изъятого товара материалы дела не содержат, отчет об оценке также данный факт не отражает. Кроме того, изъятая продукция относится к молочной продукции, вид - сыр, который может изготавливаться из молока различных животных (коровьего, овечьего, козьего) и иметь разный жирно-кислотный и органолептических состав, что в свою очередь будет влиять на его рыночную стоимость.
Часть 2 статьи 27.11 КоАП РФ предусматривает, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Размер назначенного таможенным органом штрафа исчислен исходя из установленной в отчете об оценке рыночной стоимости изъятой продукции, произведенный на основании недействующего нормативного правового акта, без использования надлежащей методики, и в отсутствие доказательств его обоснованности и действительности.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что проведенная таможенным органом экспертиза рыночной стоимости товара проведена с нарушением положений упомянутого выше закона, в связи с чем заключение эксперта ЗАО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ" N 33т/19 не может являться надлежащим доказательством по настоящему делу, поскольку не является достоверным подтверждением рыночной стоимости товара.
Доказательств, необходимых для привлечения общества к административной ответственности и определения размера штрафа, подлежащего назначению, материалы административного дела не содержат.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суды, установив факт нарушения заявителем законодательства при осуществлении продажи (реализации) продуктов, которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, а также наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены представления от 11 апреля 2019 г.
Факт реализации товаров, на которые установлены ограничения, заявителем не оспаривается.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 г. по делу N А41-44010/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.