г. Москва |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А41-18113/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Чутчев И.С. по доверен. от 21.08.2019,
от заинтересованного лица - Ломовская Д.А. по доверен. от 10.09.2019,
рассмотрев 12 декабря 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация"
на решение от 30 апреля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
на постановление от 11 сентября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-18113/19,
по заявлению акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация" (далее - заявитель, общество, АО "Интер РАО - Электрогенерация") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - заинтересованное лицо, учреждение) о признании незаконными решений об отказе во внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах охранной зоны сооружений со следующими кадастровыми номерами: 50:37:0000000:8834; 50:37:0000000:8835; 50:37:0000000:8836; 50:37:0000000:8837.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Кадастровые инженеры".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, согласно которой просил отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Письменный отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Интер РАО - Электрогенерация" является собственником следующих сооружений (далее - Сооружения "Тепловые сети"): Сооружение "Тепловая сеть", кадастровый номер 50:37:0000000:8834, протяженностью 9 139 м., назначение: теплоснабжение, год завершения строительства: 1970, адрес местоположения объекта: Московская область, г. Кашира, государственная регистрация права собственности от 10 мая 2018 года N 50:37:0000000:8834-50/001/2018-1; Сооружение "Тепловая сеть", кадастровый номер 50:37:0000000:8835, протяженностью 9 275 м., назначение: теплоснабжение, год завершения строительства: 1970, адрес местоположения объекта: Московская область, г. Кашира, государственная регистрация права собственности от 10 мая 2018 года N 50:37:0000000:8835-50/001/2018-1; Сооружение "Тепловая сеть", кадастровый номер 50:37:0000000:8836, протяженностью 2 424 м., назначение: теплоснабжение, год завершения строительства: 1970, адрес местоположения объекта: Московская область, г. Кашира, государственная регистрация права собственности от 10 мая 2018 года N 50:37:0000000:8836-50/001/2018-1; Сооружение "Тепловая сеть", кадастровый номер 50:37:0000000:8837, протяженностью 832 м., назначение: теплоснабжение, год завершения строительства: 1970, адрес местоположения объекта: Московская область, г. Кашира, государственная регистрация права собственности от 10 мая 2018 года N 50:37:0000000:8837-50/001/2018-1.
23 октября 2018 года общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлениями о внесении в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).
По результатам рассмотрения заявлений, заинтересованным лицом выданы уведомления о невозможности внесения сведений о ЗОУИТ, поскольку в перечне представленных материалов отсутствует решение органа государственной власти об установлении границ охранной зоны.
Заявитель, считая указанные выше решения незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Согласно статье 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
Судами установлено, что на момент вынесения оспариваемых отказов положение, указанного в статье 106 ЗК РФ не утверждено.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N342) до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
В силу части 16 статьи 26 ФЗ N 342 до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 (далее - Правила направления документов).
В соответствии с пунктом 4 Правил направления документов в случае установления или изменения границ зон, а также прекращения их существования федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон или о прекращении их существования, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны.
Указанный документ в силу пункта 31 Правил направления документов должен содержать подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон, перечень координат характерных точек границ зон.
Частью 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что внесение в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, учитывая действующий порядок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории в ЕГРН, установив, что при обращении к заинтересованному лицу с соответствующими заявлениями обществом не были представлены решения уполномоченного органа об установлении, изменении или о прекращении существования с особыми условиями использования территории в отношении спорных сооружений "Тепловые сети", пришли к обоснованному выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 года по делу N А41-18113/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.