город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-69856/2019-146-570 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Парагмит": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Тульской таможни: Сасалина Е.С. (дов. N 03-48/5 от 29.04.2019 г.), Рыкалиной Л.А. (дов. N 03-48/14 от 19.07.2019 г.), Сафронова В.В. (дов. N 03-48/7 от 28.05.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального таможенного управления: Рыкалиной Л.А. (дов. N 81-29/162 от 26.12.2018 г.);
рассмотрев 19 декабря 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Парагмит"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2019 г.
по делу N А40-69856/2019-146-570
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парагмит"
к Тульской таможне, Тульскому таможенному посту Тульской таможни, Центральному таможенному управлению
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ: 21 августа 2018 г. Тульским таможенным постом Тульской таможни зарегистрировано подтверждение о прибытии N 10116030/ 210818/0001697 транспортного средства KHV812/EA446 по CMR N 08/18ЕХ от 14 августа 2018 г. из Италии от отправителя CALZI SRL в адрес получателя - общества с ограниченной ответственностью "Парагмит" (далее - ООО "Парагмит", общество, заявитель).
Согласно CMR N 08/18ЕХ от 14 августа 2018 г. в данном транспортном средстве перемещался товар: "сырье (субпродукты) замороженного животного происхождения, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных", общим весом брутто 20 401 кг., предоставляемый в рамках исполнения международного контракта от 06 июня 2018 г. N 01/18 (далее - контракт), заключенного ООО "Парагмит" (Россия, покупатель) с компанией NAZAROFF BOHEMIA (Чехия, продавец).
22 августа 2018 г. Тульским таможенным постом было принято решение о проведении таможенного досмотра в объеме 100 % в отношении товаров, перемещавшихся по CMR N 08/18ЕХ от 14 августа 2018 г., с отборами проб и образцов товара и с привлечением специалистов и экспертов других государственных органов.
В период с 22 августа 2018 г. по 23 августа 2018 г. Тульским таможенным постом проведен таможенный досмотр товаров, о чем составлен акт таможенного досмотра N 10116030/230818/000290 и отобрано шесть проб общим весом 12 кг в соответствии с актом отбора от 22 августа 2018 г. N 10116030/220818/000012.
В ходе совместных мероприятий таможенного органа и Россельхознадзора отобранные образцы товара были переданы представителю Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям для химико-токсикологических, радиологических и микробиологических исследований в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
23 августа 2018 г. на Тульский таможенный пост Тульской таможни ООО "Парагмит" подана и зарегистрирована в автоматическом режиме декларация на товары (далее - ДТ) N 10116030/230818/0005708, в которой:
- в графе 31 ДТ заявлен товар N 1 "Сырье (субпродукты) замороженные животного происхождения, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных и пушных зверей (говяжья печень) - 9.966 т., не пригодно для употребления в пищу человека, скотобойня (мясокомбинат) IT 2097 М;
- в графе 31 ДТ добавочного листа к ДТ заявлен товар N 2 "Сырье (субпродукты) замороженные животного происхождения, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных и пушных зверей (говяжье сердце)- 10.034 т., не пригодно для употребления в пищу человека, скотобойня (мясокомбинат) IT 2097 М".
В графах 16 и 33 ДТ заявителем был указан классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС - 0511 99 859 9, указанному классификационному коду соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %.
24 августа 2018 г. ООО "Парагмит" в подтверждение заявленных сведений о товаре (коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС) декларантом представлены соответствующие документы.
В ходе совершения таможенных операций таможенным органом выявлены признаки недостоверности заявленных декларантом сведений о классификационном коде рассматриваемых товаров, в связи с чем в отношении товаров задекларированный по ДТ запрошены дополнительные документы и сведения.
Срок выпуска товаров продлен до 06 сентября 2018 г.
Анализ представленной информации выявил противоречия в сведениях, содержащихся в пояснениях декларанта, и содержащихся в иностранном ветеринарном сертификате о том, что "экспортируемое сырье, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных, получено от убоя и переработки здоровых животных на мясоперерабатывающих предприятиях, имеющих разрешение компетентной ветеринарной службы Евросоюза и находящихся под ее постоянным контролем".
В результате проведенного таможенного досмотра таможенным органом установлено, что маркировка на упаковке (полиблок) товара отсутствует, что является нарушением требований к маркировке товара, установленными главой 44 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе", а также пункту 5.2 контракта, в соответствии с которым товар должен отгружаться продавцом в экспортной упаковке, соответствующей установленным стандартам (или техническим условиям), однако вместо нее используется бумажный информационный лист с маркировкой, находящийся под стрейч-пленкой, которой обтянуто каждое грузовое место, номер маркировки представляет собой следующую запись - "1Т 2097 / М СЕ", который расходится с номером маркировки, содержащейся в ветеринарном сертификате, представленном декларантом.
24 августа 2018 г. Тульским таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки в связи с возможным заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений о классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженных с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных, сведений об их свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, а также на соблюдение запретов и ограничений.
У декларанта были запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые, для уточнения сведений о качественных характеристиках заявленных товаров, описанием технологического процесса приемки, переработки и получения готового товара для однозначной классификации товаров N 1 и N 2 и соблюдения запретов и ограничений.
03 сентября 2018 г. в Тульскую таможню от декларанта поступил ответ и были частично представлены запрошенные документы.
При анализе документов представленных в подтверждение сведений о технических характеристиках товаров N 1 и N 2 таможенным органом установлено, что, несмотря на наличие в пункте 3.4 контракта обязательства продавца о предоставлении при отгрузке сертификата качества, декларант не представил запрашиваемый документ, объясняя тем, что такой документ не оформляется. Также декларантом не представлены запрошенные протоколы испытаний, содержащие необходимые качественные характеристики товаров.
В адрес Тульской таможни поступило письмо Россельхознадзора от 03 сентября 2018 г. N ТВНК-514 о направлении копий результатов лабораторных исследований продукции, анализ которых показал следующее:
1. В соответствии с протоколом испытаний от 30 августа 2018 г. N 11956ТВ при исследовании на микробиологические показатели субпродуктов - печень говяжья, не установлено отклонений от показателей нормативов, соответствующих пищевой продукции;
2. В соответствии с протоколом испытаний от 30.08.2018 N 11955ТВ при исследовании на микробиологические показатели субпродуктов - сердце говяжье не установлено отклонений от нормативов безопасности, соответствующих пищевой продукции;
3. В соответствии с протоколом испытаний от 30 августа 2018 г. N 11954ТВ при исследовании на остаточное содержание нитрофуранов и их метаболитов, антибиотиков, токсичных элементов и радионуклидов в субпродуктах - печень говяжья не установлено превышение нормативов показателей безопасности, соответствующих пищевой продукции;
4. В соответствии с протоколом испытаний от 30 августа 2018 г. N 11953ТВ при исследовании на остаточное содержание нитрофуранов и их метаболитов, антибиотиков, токсичных элементов и радионуклидов в субпродуктах - сердце говяжье не установлено превышение нормативов безопасности, соответствующих пищевой продукции;
5. В соответствии с пунктом 1 Примечаний к группе 05 ТН ВЭД ЕАЭС в данную группу не включаются - (а) пищевые продукты (кроме кишок, пузырей и желудков животных, целых и в кусках, а также крови животных, жидкой или сухой).
04 сентября 2018 г. Тульским таможенным постом в результате проведенного таможенного контроля приняты решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от N РКТ-10116030-18/000009 и N РКТ-10116030-18/000010, которыми товары N 1 и N 2 отнесены к товарной подсубпозиции 0206 22 000 9 по ТН ВЭД ЕАЭС: "Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные: - прочие; - прочие; - прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины составила - 12,5%, но не менее 0,13 евро за 1 кг).
На товары товарных позиций 02 группы ТН ВЭД ЕАЭС, страной происхождения которых является, в том числе страны Евросоюза, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" установлен запрет ввоза (эмбарго), в связи с чем Тульским таможенным постом 04 сентября 2018 г. было принято решение об отказе в выпуске товаров, заявленных в ДТ N 10116030/230818/0005708.
Товары на основании акта (протокола) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 05 сентября 2018 г. N 10116030/050918/И0001 изъяты у декларанта и переданы на ответственное хранение на СВХ ООО "Россфера" для осуществления действий по уничтожению.
Указанные решения Тульского таможенного поста в области таможенного дела обжалованы обществом в Тульскую таможню.
14 ноября 2018 г. Тульской таможней принято решение N 03-34/2 о признании правомерными решения Тульского таможенного поста от 04 сентября 2018 г. N РКТ-10116030-18/000009 и N РКТ-10116030-18/000010 по классификации товара ТН ВЭД ЕАЭС; от 04 сентября 2018 г. об отказе в выпуске товаров, заявленных в ДТ N 10116030/230818/0005708; от 08 октября 2018 г. N 1003 об отказе в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с указанными решениями Тульского таможенного поста и Тульской таможни, общество обратилось с жалобой в Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ), указывая на то, что обществом были представлены все документы, подтверждающие заявленный им классификационный код товаров.
25 января 2019 г. ЦТУ принято решение N 83-13/1961, которым в удовлетворении жалобы ООО "Парагмит" отказано.
В последующем уведомлением Тульского таможенного поста от 11 декабря 2018 г. N 25-07/811 обществу сообщено об уничтожении товара, задекларированного по ДТ 10116030/230818/0005708.
Считая свои права нарушенными, ООО "Парагмит" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Тульской таможне, Тульскому таможенному посту Тульской таможни, Центральному таможенному управлению о признании незаконными решения Тульского таможенного поста Тульской таможни от 04 сентября 2018 г. N РКТ-10116030-18/000009 и N РКТ-10116030-18/000010, решения Тульского таможенного поста Тульской таможни от 04 сентября 2018 г. об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ 10116030/230818/0005708, решения Тульской таможни по жалобе ООО "Парагмит" от 14 ноября 2018 г. N 03-34/2, решения Центрального таможенного управления от 25 января 2019 г. N 83-13/12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Парагмит" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Тульская таможня и Центральное таможенное управление просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители Тульской таможни и Центрального таможенного управления против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Представитель ООО "Парагмит" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе такие сведения о товарах, как наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД и другие.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
Согласно правилам 1, 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация товаров в юридических целях должна осуществляться исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное, а также в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Из Пояснений к ТН ВЭД следует, что в группу 05 "Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные" включаются разнообразные материалы животного происхождения, необработанные или прошедшие простейшую обработку, которые обычно не используются как пищевые продукты (за исключением некоторых видов крови, кишок, пузырей и желудков животных) и которые не рассматриваются в других группах Номенклатуры.
В товарную позицию 0511 включаются продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные; павшие животные группы 01 или 03, непригодные для употребления в пищу.
В данную товарную позицию, в частности, включаются: (2) Эмбрионы животных, транспортируемые в замороженном виде с целью трансплантации их реципиенту; (3) Кровь животных, жидкая или высушенная, пригодная или непригодная для употребления в пищу; (4) Кошениль и аналогичные насекомые;
(7) Яйца тутового шелкопряда; (8) Яйца муравьев; (12) Павшие животные группы 01 или 03, и их мясо или мясные субпродукты, непригодные или неподходящие для употребления в пищу, кроме продуктов товарной позиции 0209 или любой из предшествующих товарных позиций данной группы; (13) Конский волос и его отходы, в том числе в виде полотна на подложке или без нее.
К товарной подсубпозиции 0511 99 859 9 отнесены прочие продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные, описанные в Пояснениях к товарной позиции 0511 (2) - (4), (7), (8), (13). В данную подсубпозицию также включаются павшие животные группы 01, несъедобные или определенные как непригодные для употребления в пищу.
В группу 02 ТН ВЭД включаются мясо и субпродукты, пригодные и подходящие для употребления в пищу, даже если, например, предназначены для изготовления корма для животных.
В данную группу не включаются мясо и мясные субпродукты, непригодные или не подходящие для употребления в пищу (товарная позиция 0511).
К товарной позиции 0206 ТН ВЭД отнесены пищевые субпродукты, которые включают головы и их отруба (включая уши), ноги или ножки, хвосты, сердце, вымя, печень, почки, "сладкое мясо" (вилочковую и поджелудочную железы), мозги, легкие, глотки, толстые диафрагмы, тонкие диафрагмы, селезенку, языки, сальник, спинной мозг, пригодную в пищу кожу, репродуктивные органы (например, матка, семенники и яичники), щитовидную железу, гипофиз.
В товарную позицию 0206 включаются пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные, к товарной субпозиции 0206 22 000 - печень, к товарной подсубпозиции 0206 22 000 1 - для производства фармацевтической продукции, а к - 0206 22 000 9 ТН ВЭД - прочая.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом судами установлено, что описание и характеристики рассматриваемого товара соответствуют товарной позиции 0206 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ТН ВЭД 0206 22 000 9, поскольку спорный товар, поставляемый по контракту "сырье (субпродукты) замороженного животного происхождения, предназначенное для производства кормов для непродуктивных домашних животных" пригоден для употребления в пищу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" в отношении товаров товарной позиции 0206 (в исключения вновь классифицируемый товар не подпадает) страной происхождения которых является, в том числе страны Евросоюза, установлен запрет ввоза (эмбарго).
Пунктом 1 указанного указа установлен запрет либо ограничение осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 778 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее - Перечень).
Согласно Перечню пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные (за исключением товаров для производства фармацевтической продукции), поименованные в товарной группе 0206 ТК ВЭД ЕАЭС (за исключением 0206 10 100 0, 0206 22 000 1, 0206 29 100 0, 0206 30 000 1, 0206 30 000 3, 0206 41 000 1, 0206 49 000 1, 0206 80 100 0, 0206 90 100 0), запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Приняв во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о правильности определения таможенным органом кода товара по товарной позиции 0206 22 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а также об обоснованности вынесения решения Тульским таможенным постом Тульской таможни от 04 сентября 2018 г. об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ 10116030/230818/0005708, решения Тульской таможни по жалобе ООО "Парагмит" от 14 ноября 2018 г. N 03-34/2 и решения Центрального таможенного управления от 25 января 2019 г. N 83-13/12.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2019 г. по делу N А40-69856/2019-146-570 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Парагмит" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.