г. Москва |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А41-49956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Холодковой Ю.Е., Каменецким Д.В.
при участии в заседании: от КБ "РТБК" (ООО) - Абрамова Е.Н. по дов. от 17.09.2019, диплом представлен
рассмотрев 03.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего КБ "РТБК" (ООО)
на определение от 13.05.2019
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 30.07.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда
по ходатайству финансового управляющего должника о завершении процедуры реализации имущества должника, в рамках дела о признании Караевой Зарины Станиславовны несостоятельной (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2018 г. по делу А41-49956/18 N А41-49956/18 Караева Зарина Станиславовна признана банкротом, в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев - до 28.02.2019 года.
Финансовым управляющим утверждена Дорошенко Ирина Викторовна (ИНН 612306423553, СНИЛС 109-897-604 13) - член НП "ЦФОП АПК" (ОГРН 1107799002057, ИНН 7707030411, местонахождение: 107031, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 32, стр. 1).
Сведения о признании должника несостоятельными (банкротами) и введении процедуры реализации имущества гражданина опубликованы финансовым управляющим в газете "Коммерсантъ" N 168(6406) от 15.09.2018, стр. 135.
Финансовый управляющий должника представил в Арбитражный суд Московской области отчет о ходе процедуры реализации имущества должника и ходатайствовал о завершении процедуры реализации имущества в отношении Караевой З.С. и освобождении ее от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе, требований кредиторов, не заявленных в ходе процедуры банкротства (т.1, л.д. 180).
Ходатайство подано на основании статей 213.28, 213.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2019 года завершена процедура реализации имущества гражданина должника; Караева З.С. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных в ходе проведения процедуры банкротства.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 определение суда первой инстанции от 13.05.2019 оставлено без изменения.
ООО "РТБК" не согласилось с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить в части освобождения Караевой З.С. от дальнейшего исполнения требований кредиторов. В обосновании кассационной жалобы заявитель ссылался на то, что должник способствовал наращиванию кредиторской задолженности, предоставлял недостоверную информацию с целью получения заёмных денежных средств.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Верховного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке ст. 284 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 286, 287, 288 АПК РФ законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы по следующим мотивам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, финансовым управляющим приняты меры к поиску и выявлению имущества должника, однако какое-либо имущество, в том числе денежные средства, права на земельные участки, объекты недвижимости, транспортные средства у должника не выявлены.
Финансовый управляющий представил в материалы дела отчет финансового управляющего.
Из отчета финансового управляющего должника следует, что за период проведения процедуры сформирован реестр требований конкурсных кредиторов должника. Размер требований, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов должника составляет 3 701 072,10 рублей. Требования кредиторов первой и второй очереди отсутствуют. Удовлетворены требования кредиторов третьей очереди в сумме 285 447,18 рублей (7,71%) из поступившей на расчетный счет должника заработной платы. Реестр требований закрыт 15.11.18.
Согласно заключению о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, подготовленного в соответствии с временными правилами проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855, сделаны выводы:
1. об отсутствии признаков преднамеренного банкротства;
2. об отсутствии признаков фиктивного банкротства.
В рамках процедуры банкротства проведен анализ финансового состояния в соответствии с требованиями Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 года N 367.
Из анализа финансового состояния должника следует, что восстановление платёжеспособности должника невозможно, доходы у должника, достаточные для погашения задолженности в полном объеме отсутствуют.
Удовлетворяя ходатайство конкурсного управляющего суды руководстовались следующими нормами права.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ и ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), в том числе Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", согласно абз. 4 п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Из приведенных норм права и разъяснений следует, что отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами (сокрытие своего имущества, воспрепятствование деятельности финансового управляющего и т.д.).
При этом, основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника.
Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 310- ЭС17-14013).
Как обоснованно указано, по смыслу п 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве принятие на себя непосильных долговых обязательств, ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств, не может являться основанием для неосвобождения от долгов.
В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является. В рассматриваемом случае анализ финансового состояния должника признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не выявил. Сокрытие или уничтожение принадлежащего должнику имущества, равно как сообщение им недостоверных сведений кредиторам и финансовому управляющему также не установлено.
Доказательств того, что при получении кредитов должник представлял банкам не полные и не достоверные сведения о своем финансовом состоянии, не представлено. Доказательств наличия оснований, установленных в п.6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, судом не установлено.
Таким образом, судами обоснованно установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия оснований, предусмотренных п.п. 4 и 6 ст. 213.28 Закона.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка заявителя жалобы на кредитное досье, согласно которому должником была дана информация о доходе, отличная от действительности, поскольку данное кредитное досье в материалах дела отсутствует, предметом исследования суда первой инстанции не являлось.
Доказательств того, что у должника имелась дебиторская задолженность, информация о которой была скрыта должником, материалы дела не содержат.
Судами установлено, что должником исполнялись обязательства по внесению периодических платежей вплоть до 2014 года. В связи со сменой работы упал доход, что привело к невозможности обслуживание кредитных обязательств. При этом доказательств того, что при получении кредитов должник предоставлял банкам не полные и не достоверные сведения о своем финансовом состоянии, материалы дела не содержат.
Доводы заявителя о планомерном наращивании кредиторской задолженности и не исполнении принятых на себя обязательств перед конкурсными кредиторами, при указанном должником доходе при получении кредита, а в дальнейшем не использовании полученных от новых кредиторов денежных средств в счет погашения задолженности перед прежними кредиторами не подтверждены документально, в связи с чем, были обоснованно отклонены.
Кроме того, как правомерно указано судом, необходимо учитывать, что банки, являясь профессиональными участниками кредитного рынка, имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина, в том числе посредством разработки стандартных форм кредитных анкет-заявок для заполнения их потенциальным заемщиком на стадии обращения в кредитную организацию с указанием сведений о его имущественном и социальном положении, ликвидности предлагаемого обеспечения и т.п., а также проверки предоставленного им необходимого для получения кредита пакета документов. Одновременно банки вправе запрашивать информацию о кредитной истории обратившегося к ним лица на основании Федерального закона от 30.12.2004 N218-ФЗ "О кредитных историях" в соответствующих бюро. По результатам проверок в каждом конкретном случае кредитная организация принимает решение по вопросу о выдаче денежных средств. В случае положительного решения о выдаче кредита, основанного на достоверной информации, представленной гражданином, последующая ссылка банка на неразумные действия заемщика, взявшего на себя чрезмерные обязательства в отсутствие соответствующего источника погашения кредита, не может быть принята во внимание для целей применения положений пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
С учётом вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что документальных доказательств, свидетельствующих, что Караева З.С. приняла на себя заведомо не исполнимые обязательства, сокрыла или умышленно уничтожила имущество, злостно уклонилась от уплаты задолженности, в материалы дела не представлено.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда апелляционной инстанции. Оснований для переоценки в силу положений ст.ст. 286, 287 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2019, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019, по делу N А41-49956/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Ю.Е. Холодкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.