город Москва |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А40-1420/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Тышкевич Г.В., доверенность от 10.01.2020;
от заинтересованного лица: Аликина С.В., доверенность от 30.12.2019;
рассмотрев 16 января 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Росимущества на решение от 27 марта 2019 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 10 октября 2019 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-1420/19
по заявлению ООО "Нежинское"
об оспаривании отказа
к Росимуществу,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нежинское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Росимущества в предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка, площадью 1.088.764 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412001:15, площадью 1.408.477 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет. Земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:0, изложенного в письме от 01.10.2018 исх. N 10/32820; об обязании Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Нежинское" земельного участка, площадью 1.088.764 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412001:15, площадью 1.408.477 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет. Земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:0, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению общества от 28.04.2018 N 80, в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Нежинское" использует земельный участок с кадастровым номером 56:21:1412001:15, площадью 1.408.477 кв.м, расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, в восточной части кадастрового квартала 56:21:0, находящийся в собственности Российской Федерации.
Указанный земельный участок общество использует на праве аренды на основании договора передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды (перенаем) от 13.10.2014, заключенного между ООО "Возрождение" и ООО "Нежинское", зарегистрированного Управлением Росреестра по Самарской области 06.11.2014, номер регистрации 56-56-01/586/2014-197.
Общество на основании статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Росимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп земельного участка, площадью 1.088.764 кв.м (далее - земельный участок), который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412001:15, площадью 1.408.477 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Нежинский сельсовет, в восточной части кадастрового квартала 56:21:0, без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для целей сельскохозяйственного использования.
ООО "Нежинское" использует вышеуказанный земельный участок более трех лет на праве аренды.
Рассмотрев указанное заявление общества, Росимущество письмом от 01.10.2018 N 10/32820 "О рассмотрении обращений" отказало обществу в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого из земельного участка с кадастровым номером 56:21:1412001:15 земельного участка, общей площадью 1.088.764 кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Нежинское" в арбитражный суд с заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае имеется совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Нежинское" требований, поскольку оспариваемый отказ Росимущества является незаконным и необоснованным, а также нарушает права и законные интересы общества.
Предварительное согласование предоставления земельного участка, согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому должен быть приложен определенный перечень документов. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации: 1) схема участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, из оспариваемого решения Росимущества, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило, в том числе то обстоятельство, что из представленного комплекта документов не представлялось возможным определить возможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку сведения о наличии или отсутствии утвержденного проекта межевания территории в направленном на рассмотрение комплекте документов отсутствуют.
Между тем приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 N 166 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов" (далее - Приказ N 166) предусмотрено, что "утвержденные проекты планировки и утвержденные проекты межевания территории" Росимуществом запрашиваются самостоятельно.
Более того, органы Росимущества не вправе требовать от заявителя предоставления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), согласно которому органы, осуществляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию.
Частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, в отношении которых действие подпункта 3 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона не распространяется.
Проект межевания территории в данный перечень не входит.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что законом не предусмотрена обязанность по предоставлению заявителем в Росимущество документов, подтверждающих наличие или отсутствие проекта межевания территории.
Напротив, данный документ Росимущество должно было запросить самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
При таких обстоятельствах требование Росимущества противоречит Приказу N 166 и пункту 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ.
Кроме того, судами установлено, что в качестве основания для отказа Росимущество указало, что в направленной на рассмотрение схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует отображение зон с особыми условиями использования территории, в том числе с учетными номерами 56.00.2.280 и 56.21.2.823, водоохранных зон, территориальных зон и сведений об объектах недвижимого имущества в границах участка, в том числе и о сооружении с кадастровым номером 56:00:0000000:243.
Между тем согласно приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762), схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Исходя из буквального толкования положений Приказа N 762 следует, что вышеуказанные материалы и сведения учитываются при подготовке схемы, если на запрашиваемом земельном участке присутствуют данные зоны и объекты.
На земельном участке, схема которого была представлена на утверждение в административный орган, зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют, поскольку были исключены из границ испрашиваемого земельного участка.
При этом Приказ N 762 не требует включения информации из пункта 4 в Схему расположения земельного участка (отображения данной информации на схеме), если зоны с особыми условиями не входят в границы испрашиваемого земельного участка.
Суды обоснованно отметили, что в представленной схеме никак не могут быть отражены территориальные зоны, поскольку земельный участок относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", территориальные зоны могут быть только у земельных участков, относящихся к категории "земли населенных пунктов".
Образование земельного участка в рассматриваемом случае проводится с целью исключения из его границ объектов, препятствующих выкупу земельного участка (береговая полоса, ЛЭП с охранной зоной, территория разлива и скопления талых вод при паводке и т.д.), строго с учетом конфигурации данных объектов по сведениям из ЕГРН и фактического обследования, выполненного кадастровым инженером.
Судами установлено, что ООО "Нежинское" представило в Росимущество схему расположения земельного участка, при подготовке которой была учтена вся информация, указанная в пункте 4.
Вывод Росимущества об отсутствии в схеме сведений об объектах недвижимости в границах участка, в том числе о сооружении с кадастровым номером 56:00:0000000:243, отображения зон с особыми условиями использования с учетными номерами 56.00.2.280 и 56.21.2.823, обоснованно не принят судами во внимание, поскольку не подтвержден материалами дела.
Судами установлено, что в административный орган была представлена схема земельного участка, из границ которого исключен объект с кадастровым номером 56:00:0000000:243 - сооружение "ВЛ-110 кВ "Ростоши-Аэропорт" и охранные зоны с учетными номерами 56.00.2.280 и 56.21.2.823.
Из указанной схемы судами установлено, что сооружение вместе с его охранной зоной находится за пределами испрашиваемого земельного участка, не накладывается на него.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Росимущества законных оснований для отказа обществу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку общество наделено правом на приобретение спорного земельного участка по основанию, указанному в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отсутствие предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа, Росимущество, как обоснованно отметили суды, обязано принять решение о предварительном согласовании предоставления ООО "Нежинское" испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований, обязав Росимущество в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Нежинское" испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по делу N А40-1420/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Росимущества - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.