г. Москва |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А40-79228/2019 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Стрельникова А.И.,
без вызова сторон,
рассмотрев 14 января 2020 года в судебном заседании в порядке упрощенного производства кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Москвы" на решение от 15 июля 2019 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 15 октября 2019 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (ОГРН 1047702056160, ИНН 7702327955)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Москвы" (ОГРН 1037739388807, ИНН 7710170183)
о взыскании расходов, понесенных в связи с призывом работника на учебные сборы, в размере 31.072 руб. 72 коп., процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 13.12.2018 по 20.03.2019 в сумме 654 руб. 68 коп.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Москвы" о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов, понесенных в связи с призывом работника на учебные сборы, в размере 31.072 руб. 72 коп., а также процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 13.12.2018 по 20.03.2019 в размере 654 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года, исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Москвы" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В поступившем отзыве на жалобу истец просил обжалуемые акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом о приеме работника на работу от 01.06.2018 N 02-1-05/166 с 01.06.2018 на должность старшего государственного налогового инспектора Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 принят Таймазов Т.Т. В соответствии со справкой - вызовом ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия" (далее - Университет) от 21.06.2018 N 292/в Таймазов Т.Т. должен пройти учебные сборы в период с 30.06.2018 по 30.07.2018. Приказом от 27.06.2018 N 02-1-08/406 на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и частью 1 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в связи с заявлением и справкой-вызовом Университета Таймазов Т.Т. был освобожден от работы с сохранением среднего заработка для прохождения учебных сборов в период с 30.06.2018 по 30.07.2018. В период пребывания указанного работника на учебных сборах Инспекцией выплачивалась заработная плата в размере среднего заработка, а также выплачивались социальные налоги и взносы, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью за июнь 2018 года N 56, платежными поручениями от 04.07.2018 N 332499, от 04.07.2018 N 32488, N 332496, от 04.07.2018 N 332504, от 04.07.2018 N 332490, 04.07.2018 N 332491. Всего Инспекцией за время прохождения учебных сборов были произведены расходы в общем размере 31.072,69 руб., включая расходы: по среднему заработку на сумму 23.865,35 руб., в том числе: перечисление сотруднику среднего заработка в размере 20.763,35 руб. и налог на доходы физических лиц в размере 3.102 руб.; по начислениям на выплаты по оплате труда в размере 7.207,34 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование на сумму 1.217,13 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на сумму 5.250,38 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 47,73 руб., страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 682,10 руб. Согласно записи в военном билете Таймазова Т.Т. серии АК N 4435628 в период с 30.06.2018 по 30.07.2018 указанное лицо проходило учебные сборы.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Инспекция направила в Объединенный военный комиссариат Бутовского района обращение от 30.11.2018 N 03-1-12/15941 с просьбой компенсации указанных расходов, понесенных Инспекцией в период прохождения Таймазова Т.Т. на учебных сборах. Однако, письмом ФКУ "Объединенный военный комиссариат города Москвы" от 13.12.2018 N ФЭО/5856 Инспекции было отказано в оплате вышеуказанных расходов в связи с тем, что в соответствии с пунктами 24, 25, 26 "Положения о проведении военных сборов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение о проведении военных сборов), учебные сборы являются частью учебного процесса на военной кафедре при Российском государственном университете правосудия. Полагая, что отказ ФКУ "Объединенный военный комиссариат города Москвы" является незаконным, то Инспекция и обратилась в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленное требование суд, по мнению коллегии, правомерно исходил их следующего.
Так, в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы. Пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Причем компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ). На основании пункта 5 статьи 20 Закона N 53-ФЗ к военным сборам приравниваются учебные сборы (стажировки), которые проходят граждане, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 06.03.2008 N 152 было утверждено Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, действовавшего до 15.07.2019, т.е. в период возникновения правоотношений (далее - Положение от 06.03.2008 N 152). Согласно пункту 35 Положения от 06.03.2008 N 152, обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов. Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе. При этом также установлено, что привлечение граждан, направленных на учебные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением учебных сборов обязанностей запрещается. Согласно пункту 27 Положения от 06.03.2008 N 152, учебные сборы проводятся в военных образовательных организациях высшего образования или в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения граждан, необходимую учебно-материальную базу и личный состав, способный осуществлять подготовку граждан по программе учебных сборов. Подпунктом "в" пункта 24 "Положения о проведении военных сборов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение N 333) установлено, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. На основании пункта 26 Положения N 333, осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата. Пунктом 8 Положения N 333 установлено, что на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов. Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Причем компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения о прохождении Таймазовым Т.Т. в период с 30.06.2018 по 30.07.2018 военных сборов внесены в раздел 29 военного билета серии АК N 4435628. Причем, факт прохождения Таймазовым Т.Т. на военных сборах подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, Учреждением не опровергнут, о фальсификации доказательств Военным комиссариатом не заявлено, в связи с чем доводы ответчика о недостоверности имеющихся в военном билете сведений, являются несостоятельными. Приказом Военного комиссара города Москвы от 20.08.2018 N 150 Таймазов Тимур Тимурович 31.10.1995 г.р. зачислен в запас с присвоением первого воинского звания Рядовой и личного номера. Таким образом, Таймазовым Т.Т. была исполнена воинская обязанность по прохождению учебных сборов, приравненных к военным сборам, в период выполнения им трудовых функций в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2. С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении требования Инспекции о взыскании с Военного комиссариата денежных средств в счет компенсации расходов, понесенных в связи с призывом работника на учебные сборы, в размере 31.072 руб. 72 коп. у суда в обжалуемых актах не имелось.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Поскольку ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, то с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере 654,68 руб. за период с 13.12.2018 по 20.03.2019, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по делу N А40-79228/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 06.03.2008 N 152 было утверждено Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, действовавшего до 15.07.2019, т.е. в период возникновения правоотношений (далее - Положение от 06.03.2008 N 152). Согласно пункту 35 Положения от 06.03.2008 N 152, обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов. Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе. При этом также установлено, что привлечение граждан, направленных на учебные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением учебных сборов обязанностей запрещается. Согласно пункту 27 Положения от 06.03.2008 N 152, учебные сборы проводятся в военных образовательных организациях высшего образования или в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения граждан, необходимую учебно-материальную базу и личный состав, способный осуществлять подготовку граждан по программе учебных сборов. Подпунктом "в" пункта 24 "Положения о проведении военных сборов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение N 333) установлено, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. На основании пункта 26 Положения N 333, осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата. Пунктом 8 Положения N 333 установлено, что на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов. Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Причем компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Поскольку ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, то с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере 654,68 руб. за период с 13.12.2018 по 20.03.2019, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2020 г. N Ф05-25084/19 по делу N А40-79228/2019