г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А40-79228/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой,
при ведении протокола |
секретарями судебного заседания С.Э. Исрафиловым, А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Москвы"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2019, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-79228/019
по заявлению Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (ОГРН 1047702056160, ИНН 7702327955)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Москвы" (ОГРН1037739388807, ИНН 7710170183)
о взыскании
при участии:
от истца: |
Красильникова М.Н., по дов. от 03.10.2019 |
от ответчика: |
Тарасов Р.Е., по дов. от 11.02.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Москвы" (далее - Учреждение, Военный комиссариат) о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов, понесенных в связи с призывом работника на учебные сборы, в размере 31 072 руб. 72 коп., процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 13.12.2018 по 20.03.2019 в размере 654 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Москвы" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требования отказать.
Военный комиссариат считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с приказом о приеме работника на работу от 01.06.2018 N 02-1-05/166 с 01.06.2018 на должность старшего государственного налогового инспектора Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 принят Таймазов Тимур Тимурович.
В соответствии со справкой - вызовом ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия" (далее - Университет) от 21.06.2018 N 292/в Таймазов Т.Т. должен пройти учебные сборы в период с 30.06.2018 по 30.07.2018.
Приказом от 27.06.2018 N 02-1-08/406 на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и частью 1 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в связи с заявлением и справкой - вызовом Университета Таймазов Т.Т. освобожден от работы с сохранением среднего заработка для прохождения учебных сборов в период с 30.06.2018 по 30.07.2018.
В период пребывания указанного работника на учебных сборах Инспекцией выплачивалась заработная плата в размере среднего заработка, а также выплачивались социальные налоги и взносы, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью за июнь 2018 года N 56, платежными поручениями от 04.07.2018 N 332499, от 04.07.2018 N 32488, N 332496, от 04.07.2018 N 332504, от 04.07.2018 N 332490, 04.07.2018 N 332491.
Всего Инспекцией за время прохождения учебных сборов произведены расходы в общем размере 31 072,69 руб., включая расходы:
- по среднему заработку на сумму 23 865,35 руб., в том числе: перечисление сотруднику среднего заработка в размере 20 763,35 руб. и налог на доходы физических лиц в размере 3 102,00 руб.;
- по начислениям на выплаты по оплате труда в размере 7 207,34 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование на сумму 1 217,13 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на сумму 5 250,38 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 47,73 руб., страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 682,10 руб.
Согласно записи в военном билете Таймазова Т.Т. серии АК N 4435628 в период с 30.06.2018 по 30.07.2018 указанное лицо проходило учебные сборы.
Руководствуясь, в числе прочего, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Инспекция направила в Объединенный военный комиссариат Бутовского района обращение от 30.11.2018 N 03-1-12/15941 с просьбой компенсации указанных расходов, понесенных Инспекцией в период прохождения Таймазова Т.Т. на учебных сборах.
Письмом ФКУ "Объединенный военный комиссариат города Москвы" от 13.12.2018 N ФЭО/5856 Инспекции отказано в оплате вышеуказанных расходов в связи с тем, что в соответствии с пунктами 24, 25, 26 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение о проведении военных сборов), учебные сборы являются частью учебного процесса на военной кафедре при Российском государственном университете правосудия.
Инспекция, полагая отказ ФКУ "Объединенный военный комиссариат города Москвы" незаконным, обратилась в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, удовлетворяя заявленное требование, исходил из положений Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 N 152, Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ)
На основании пункта 5 статьи 20 Закона N 53-ФЗ к военным сборам приравниваются учебные сборы (стажировки), которые проходят граждане, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 06.03.2008 N 152 было утверждено Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, действовавшего до 15.07.2019, т.е. в период возникновения правоотношений (далее - Положение от 06.03.2008 N 152).
Согласно пункту 35 Положения от 06.03.2008 N 152 обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов.
Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
При этом также установлено, что привлечение граждан, направленных на учебные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением учебных сборов обязанностей запрещается.
Согласно пункту 27 Положения от 06.03.2008 N 152 учебные сборы проводятся в военных образовательных организациях высшего образования или в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения граждан, необходимую учебно-материальную базу и личный состав, способный осуществлять подготовку граждан по программе учебных сборов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение N333) установлено, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
На основании пункта 26 Положения N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
Пунктом 8 Положения N 333 установлено, что на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения о прохождении Таймазовым Т.Т. в период с 30.06.2018 по 30.07.2018 военных сборов внесены в раздел 29 военного билета серии АК N 4435628.
Факт прохождения Таймазовым Т.Т. военных сборов подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, Учреждением не опровергнут, о фальсификации доказательств Военным комиссариатом не заявлено, в связи с чем доводы ответчика о недостоверности имеющихся в военном билете сведений, являются несостоятельными.
Приказом Военного комиссара города Москвы от 20.08.2018 N 150 Таймазов Тимур Тимурович 31.10.1995 г.р. зачислен в запас с присвоением первого воинского звания Рядовой и личного номера.
Таким образом, Таймазовым Т.Т. исполнена воинская обязанность по прохождению учебных сборов, приравненных к военным сборам, в период выполнения им трудовых функций в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2.
Доводы Военного комиссариата о том, что прохождение учебных сборов является частью учебного процесса и не относится к военным сборам, в связи с чем понесенные работодателем расходы не подлежит компенсации, апелляционным судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании вышеуказанных норм права.
С учетом изложенного, оснований для отказа в удовлетворении требования Инспекции о взыскании с Военного комиссариата денежных средств в счет компенсации расходов, понесенных в связи с призывом работника на учебные сборы, в размере 31 072 руб. 72 коп., у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Согласно пунктам 37, 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
Поскольку ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере 654,68 руб. за период с 13.12.2018 по 20.03.2019.
С учетом того, что пунктом 5 Правил компенсации расходов срок выплаты компенсации на основании представляемых получателями компенсаций сведений о размере фактических расходов не определен, Инспекция обоснованно осуществила расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с даты неправомерного отказа в оплате расходов по дату подачи искового заявления.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-79228/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79228/2019
Истец: Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА МОСКВЫ"