город Москва |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А41-48983/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГСК "ЖИЛКОМХОЗ": Павлицкого Е.А. (дов. N 001 от 01.03.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Реутов: не явились, извещены;
рассмотрев 22 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ГСК "ЖИЛКОМХОЗ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г.,
по делу N А41-48983/19
по заявлению гаражно-строительного кооператива "ЖИЛКОМХОЗ"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Реутов
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ: постановлением Главы Администрации города Реутова от 09 февраля 1995 г. N 131 А.П. "ПО Мособлжилкомхоз" во временное пользование под установку металлических гаражей типа "ракушка" в количестве 24 штуки предоставлен земельный участок по адресу: г. Реутов, ул. Г.И. Котовского, возле дома N 7.
В пункте 2.2 указанного постановления указано на необходимость оформления договора аренды земельного участка в месячный срок.
Какие-либо арендные отношения в отношении земельного участка под размещение гаражей типа "ракушка" или крытой парковки не оформлялись.
19 ноября 2008 г. подготовлен Акт выбора земельного участка, в соответствии с которым комиссия сочла возможным предоставление испрашиваемого земельного участка по адресу: ул. Котовского (район жилого дома N 7) в границах города Реутов Московской области, площадью 0,06 га под крытую гостевую автостоянку.
08 апреля 2018 г. гаражно-строительный кооператив "ЖИЛКОМХОЗ" (далее - ГСК "ЖИЛКОМХОЗ", кооператив, заявитель), являясь правопреемником А.П. "ПО Мособлжилкомхоз", обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Реутов (далее - Комитет) с претензией (исх. N 001-2019), в которой просил заключить договор аренды земельного участка под размещение 24 металлических гаражей типа "ракушка" по адресу: г. Реутов, ул. Г.И. Котовского, возле дома N 7.
Указанная претензия оставлена Комитетом без удовлетворения.
Считая свои права нарушенными, ГСК "ЖИЛКОМХОЗ" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Реутов об обязании заключить договор с ГСК "ЖИЛКОМХОЗ" для размещения металлических гаражей типа "ракушка" по адресу: г. Реутов, ул. Г.И. Котовского, возле дома N 7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГСК "ЖИЛКОМХОЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ГСК "ЖИЛКОМХОЗ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Реутов в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент утверждения Акта выбора земельного участка) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, позволяющие заключить договоры аренды в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01 января 2018 г.
Таким образом, после 01 марта 2015 г. земельный участок не может быть предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции с 01 марта 2015 года предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.6 установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на отсутствие доказательств того, что кооператив имеет право на предоставление ему земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, предусмотренным статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами установлено, что право у кооператива на предоставление ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, возникло на основании постановления от 1995 года и Акта выбора земельного участка, в соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшими ранее.
Между тем, органом местного самоуправления и Комитетом договор аренды земельного участка, в отношении которого утвержден акт выбора земельного участка, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации до 01 января 2018 г. не был заключен.
Следовательно, в настоящее время заключение договора аренды земельного участка между кооперативом и Комитетом не представляется возможным, в связи с истечением установленной Законом даты (01 января 2018 г.), до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что порядок передачи земельного участка определяется нормами права, действовавшие на момент возникновения права (1995 год), подлежит отклонению, поскольку на дату обращения заявителя в Комитет с требованием о заключении договора порядок заключения договоров аренды был установлен статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно довода заявителя о проведении судом апелляционной инстанции судебного заседания без представителя ответчика и отзыва на апелляционную жалобу, суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что Комитет был надлежащим образом извещен о начавшемся судебном процессе, а не явка представителя в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г. по делу N А41-48983/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ГСК "ЖИЛКОМХОЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на отсутствие доказательств того, что кооператив имеет право на предоставление ему земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, предусмотренным статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами установлено, что право у кооператива на предоставление ему земельного участка для целей, не связанных со строительством, возникло на основании постановления от 1995 года и Акта выбора земельного участка, в соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшими ранее.
Между тем, органом местного самоуправления и Комитетом договор аренды земельного участка, в отношении которого утвержден акт выбора земельного участка, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации до 01 января 2018 г. не был заключен.
Следовательно, в настоящее время заключение договора аренды земельного участка между кооперативом и Комитетом не представляется возможным, в связи с истечением установленной Законом даты (01 января 2018 г.), до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Довод кассационной жалобы о том, что порядок передачи земельного участка определяется нормами права, действовавшие на момент возникновения права (1995 год), подлежит отклонению, поскольку на дату обращения заявителя в Комитет с требованием о заключении договора порядок заключения договоров аренды был установлен статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 января 2020 г. N Ф05-24870/19 по делу N А41-48983/2019