город Москва |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А40-107928/19-120-894 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Крафтмаш": Лисова Е.В. (дов. от 15.01.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Муравьева И.А. (дов. N 05-14/00380 от 13.01.2020 г.);
рассмотрев 22 января 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 г.
по делу N А40-107928/19-120-894
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крафтмаш"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Крафтмаш" (далее - ООО "Крафтмаш", общество, заявитель) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009193/130618/0004634 под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" был помещен товар N 1 "мобильный гидравлический полноповоротный четырехколесный одноместный погрузчик-экскаватор Terex Fuchs MHL 350" в количестве 1 шт. (далее - машина).
В графе 33 ДТ общество указало классификационный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8429 52 900 0.
20 июня 2018 г. Северо-Западным акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган) было принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10009000-18/000198, согласно которому ввезенному товару присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20 190 9 со сменой наименования на - погрузчик самоходный Terex Fuchs MHL 350.
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
21 июня 2018 г. в процессе выпуска товаров обществом представлен расчет суммы утилизационного сбора, в соответствии с которым размер сбора за машину рассчитан в размере 172 500 (базовая ставка) x 4 (коэффициент) = 690 000 руб. (соответствует машинам с идентификационным номером F03, включенных в раздел VI "Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51").
Таможенным постом отказано в принятии данного расчета, поскольку в отношении спорной машины утилизационный сбор подлежал уплате в размере 172 500 (базовая ставка) x 14,5 (коэффициент) = 2 501 250 руб., как для машин с идентификационным кодом J08 (соответствует машинам, включенным в подраздел "Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0" Раздела XI. "Машины и оборудование для лесного хозяйства"), так как в отношении спорной машины применимо примечание N 6 к Перечню.
В связи с необходимостью получения паспорта самоходной машины с отметкой об уплате утилизационного сбора общество 03 июля 2018 г. представило новый расчет утилизационного сбора на сумму 2 501 250 руб.
Утилизационный сбор уплачен обществом по платежным поручения от 23 мая 2018 г. N 509, от 03 июля 2018 г. N 668 и от 03 июля 2018 г. N 667.
По факту уплаты сбора таможенным постом оформлен Таможенный приходный ордер N 10009193/ТС-5487982.
На выданном постом паспорте самоходной машины NRU ТК 149803 проставлена отметка об уплате сбора в полном объеме.
Полагая, что утилизационный сбор за машину уплачен в излишнем размере, ООО "Крафтмаш" 05 октября 2018 г. обратилось в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни с заявлением N 18-05/10-1 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Таможенным постом заявление общества по существу рассмотрено не было, сумма излишне уплаченного утилизационного сбора не возвращена, заявление перенаправлено в Центральную акцизную таможню.
Решением Центральной акцизной таможни от 08 ноября 2018 г. N 62 обществу отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в связи с отсутствием факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Считая свои права нарушенными, ООО "Крафтмаш" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне и Северо-Западному акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни о признании незаконным бездействия, выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный срок заявления общества от 05 октября 2018 г. N 18-05/10-1 и о признании незаконным решения от 08 ноября 2018 г. N 62 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Центральной акцизной таможни от 08 ноября 2018 г. N 62 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора. Суд обязал Центральную акцизную таможню устранить права и законные интересы ООО "Крафтмаш" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1 811 250 руб. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В остальной части требований - о признании незаконным бездействия Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, выразившегося в нерассмотрении по существу в установленный срок заявления общества от 05 октября 2018 г. N 18-05/10-1 производство прекращено.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что утилизационный сбор за рассматриваемую самоходную машину составляет 2 501 250 руб., поскольку при исчислении данной суммы использован больший коэффициент расчета (абзац 2 примечания 6 к Перечню).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Крафтмаш" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной акцизной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Крафтмаш" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи. Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В силу пункта 5 Правил N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81.
Размер сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Утвержденный Постановлением Правительства РФ N 81 Перечень видов и категорий самоходных машин разделен на XIX разделов, названия которых отражают виды и категории самоходных машин и прицепов к ним.
Кроме того, в Перечне каждому виду и категории самоходных машин и прицепов к ним присвоен условный идентификационный номер.
Коэффициенты утилизационного сбора в отношении погрузчиков, классифицируемых в субпозиции 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI Перечня.
Разделом VI Перечня определено, что в отношении погрузчиков, классифицируемых по кодам 8429 51, 8427 20 Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, подлежит уплате утилизационный сбор.
Коэффициент расчета размера утилизационного сбора в отношении новых погрузчиков массой: не более 4 тонн составляет 1; - свыше 4 тонн, но не более 8 тонн - 2; свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонн - 4; свыше 13,5 тонн, но не более 16,5 тонн - 4,5; свыше 16,5 тонн, но не более 22 тонн - 5; свыше 22 тонн, но не более 34 тонн - 7.
Исходя из примечания 4 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Согласно пункту 6 примечания к Перечню в случае, если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего Перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.
В силу пункта 31 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в первом подразделе графы 33 декларации на товары указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары, поименованные в разделе XI Перечня, представляют собой машины и оборудование для лесного хозяйства, что прямо следует из названия данного раздела.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС погрузчики лесоматериалов для лесного хозяйства классифицируются по коду 8427 20 190 1 или коду 8427 20 190 2. Это прямо следует из названия раздела и наименования соответствующих товарных позиций и субпозиций, а именно:
Товарная позиция 8427 ТН ВЭД ЕАЭС "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием": 842710 погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя; 842720 погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие: с высотой подъема 1 м или более: 8427201100 автопогрузчики с вилочным захватом, штабелирующие автопогрузчики и прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, для неровной местности; 842720190 прочие: погрузчики лесоматериалов фронтальные (челюстные, грейферные) и манипуляторного типа: 8427201901 с момента выпуска которых прошло более 3 лет; 8427201902 прочие; 8427201909 прочие; 8427209000 прочие.
Удовлетворяя заявленные в части признания незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку таможенным органом не доказана необходимость отнесения спорной самоходной машины к подразделу "Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0" Раздела XI "Машины и оборудование для лесного хозяйства" Перечня N 81.
При этом судами установлено, что при расчете утилизационного сбора в отношении спорной машины применен коэффициент 14,5, соответствующий машинам с идентификационным кодом J08, на основании примечания N 6 к Перечню по указанию таможенного органа.
Между тем, примечание N 6 к Перечню в отношении спорной машины не применимо.
Как следует из графы 33 ДТ N 10009193/130618/0004634 спорная машина классифицирована по коду 8427 20 190 9 ТН ВЭД ЕАЭС, так как не относится к погрузчикам лесоматериалов по функциональном предназначению, т.е. в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8427201909 классифицируются прочие погрузчики, не относящиеся к категории лесных.
Таким образом, коды ТН ВЭД для машин с идентификационным номером J08 (8427 20 190 1 или 8427 20 190 2) и для машин с идентификационным номером F03 (8427 20 190 9) - различны.
Следовательно, условия, необходимые для применения пункта 6 примечания к Перечню N 81, в отношении спорной машины не соблюдаются.
Судами также обращено внимание, что возможность установки на спорную машину навесного оборудования, применяемого для перегрузки лесоматериалов, не изменяет классификацию спорной машины.
Так, к товарной позиции 8427 "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием" ТН ВЭД ЕАЭС погрузчики лесоматериалов имеют свой, отличный от иных погрузчиков код ТН ВЭД ЕАЭС.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что поскольку спорная машина по коду ТН ВЭД ЕАЭС и описанию включена в Раздел VI "Погрузчики фронтальные" (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51) Перечня N 81 и соответствует машинам с идентификационным номером F03 (мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.), то в отношении данной машины подлежал применению коэффициент - 4.
Следовательно, за спорную машину утилизационный сбор подлежал уплате в размере 690 000 рублей (172 500 руб. (базовая ставка) x 4 (коэффициент)).
Таким образом, обществом за машину по ДТ N 10009193/130618/0004634 излишне уплачен утилизационный сбор в размере 1 811 250 руб. (2 501 250 руб. - 690 000 руб.).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Прекращая производство по требованиям общества в части о признании незаконным бездействие Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления общества от 05 октября 2018 г. N 18-05/10-1, суды указали на то, таможенный пост юридическим лицом не является, в связи с чем не может выступать лицом, участвующим в деле.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие Центральной акцизной таможни с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 г. по делу N А40-107928/19-120-894 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
...
Утвержденный Постановлением Правительства РФ N 81 Перечень видов и категорий самоходных машин разделен на XIX разделов, названия которых отражают виды и категории самоходных машин и прицепов к ним.
...
В силу пункта 31 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в первом подразделе графы 33 декларации на товары указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 января 2020 г. N Ф05-24851/19 по делу N А40-107928/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24851/19
25.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35361/20
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24851/19
20.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63999/19
29.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-107928/19