г. Москва |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А41-45559/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" - Ефимова Н.С., представитель по доверенности от 22 февраля 2019 года;
от заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью "Альтернативная генерирующая компания-1" - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц:
от Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области - извещено, представитель не явился;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 16 января 2020 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтернативная генерирующая компания-1" на решение от 12 июля 2019 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 10 октября 2019 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-45559/18,
по заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ"
к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернативная генерирующая компания-1"
третьи лица: Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области,
об обязании предоставить документацию,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года, удовлетворены требования Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (далее - заявитель, общество "Принципъ") об обязании общества с ограниченной ответственностью "Альтернативная генерирующая компания-1" (далее - ООО "АГК-1") предоставить материалы проектной документации "Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью не менее 70000 тонн ТКО в год", планируемого к размещению на территории Наро-Фоминского городского округа Московской области" в срок, обеспечивающий возможность проведения общественной экологической экспертизы, а именно незамедлительно.
Не согласившись с выводами судов, ООО "АГК-1" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества "Принципъ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества "Принципъ", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что Постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области.
В таблице 7 раздела 7 указанной Схемы в перечень ее объектов включен Завод термического обезвреживания отходов мощностью 700000 тонн в год в - "ЗТО - Наро-Фоминск". Заказчиком строительства завода является ООО "АГК-1".
На основании статьи 23 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе), в силу которой общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении, общество "Принципъ" письмом от 26 марта 2018 года обратилось в администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с уведомлением о проведении общественной экологической экспертизы материалов проектной документации "Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью не менее 700000 тонн в год", планируемого к размещению на территории Наро-Фоминского городского округа Московской области (далее - Завод).
Уведомлением от 02 апреля 2018 года N 153-01 Исх-4729/2018 Администрация сообщила обществу "Принципъ" о регистрации заявления на проведение общественной экологической экспертизы материалов проектной документации Завода.
Проектная документация Завода 16 апреля 2018 года запрошена обществом "Принципъ" у ООО "АГК-1".
Поскольку проектная документация, необходимая для проведения общественной экологической экспертизы не была представлена, общество "Принципъ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования истца и обязывая ООО "АГК-1" предоставить запорашиваемую проектную документацию в целях проведения общественной экологической экспертизы, суд первой инстанции исходил из соблюдения установленного Законом об экологической экспертизе порядка инициирования и проведения общественной экологической экспертизы, а также наличия в связи с этим у истца права на получение от заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе. Апелляционный суд поддержан выводы суда первой инстанции.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1; статьи 42 и 58).
К законодательным актам, направленным на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в частности, относятся Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Закон об экологической экспертизе.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе", как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О).
В соответствии со статьей 33 Закона об охране окружающей среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно статьи 1 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу статьи 3 названного Закона одним из принципов проведения государственной экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
Согласно статье 4 Закона об экологической экспертизе в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Согласно положениям статьи 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (пункт 1 статьи 22 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 указанного Закона общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.
Пункт 1 статьи 23 Закона об экологической экспертизе предусматривает, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об экологической экспертизе орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
Заявление о проведение общественной экологической экспертизы было зарегистрировано Администрацией в соответствии с административным регламентом предоставления Указанной муниципальной услуги.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что общество "Принципъ" зарегистрировано в установленном законом порядке, отвечает требованиям предъявляемым Законом об экологической экспертизе.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона об экологической экспертизе общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном данным Законом порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе.
Данному праву корреспондирует установленная статьей 27 Закона об экологической экспертизе обязанность заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями ст. 11, 12, 14 и 21 указанного Закона, согласно которым объектом общественной экологической экспертизы является документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
При этом непредставление документации на экологическую экспертизу, уклонение от представления общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных в соответствии со статьей 30 Закона об экологической экспертизе признаются нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Поскольку ООО "АГК-1" необоснованно, в нарушение статьи 20 Закона об экологической экспертизе, отказано обществу "Принципъ" в предоставлении на проведение общественной экологической экспертизы указанных проектных материалов при соблюдении последним условий ее проведения, предусмотренных статьей 23 данного Закона, то судами обоснованно удовлетворены требования в части обязания предоставить указанные документы.
В части доводов ООО "АГК-1" о том, что предоставление всех разделов испрашиваемой проектной документации нарушает коммерческую тайну, судами отмечено, что в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.
Аналогичные доводы содержатся в кассационной жалобе ООО "АГК-1" и не опровергают выводы судов. Указанные доводы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по делу N А41-45559/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ООО "АГК-1" необоснованно, в нарушение статьи 20 Закона об экологической экспертизе, отказано обществу "Принципъ" в предоставлении на проведение общественной экологической экспертизы указанных проектных материалов при соблюдении последним условий ее проведения, предусмотренных статьей 23 данного Закона, то судами обоснованно удовлетворены требования в части обязания предоставить указанные документы.
В части доводов ООО "АГК-1" о том, что предоставление всех разделов испрашиваемой проектной документации нарушает коммерческую тайну, судами отмечено, что в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2020 г. N Ф05-21660/19 по делу N А41-45559/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21660/19
14.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4780/2021
22.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21660/19
10.10.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16447/19
12.07.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45559/18
11.09.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-45559/18
21.08.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-45559/18
20.06.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-45559/18