г. Москва |
|
3 февраля 2020 г. |
Дело N А40-284605/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 03.02.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителей
от Администрации Волгоградской области - Аникеева С. В. по доверенности от 08 октября 2019 года,
от Комитета финансов Волгоградской области - Аникеева С. В. по доверенности от 17 января 2019 года,
от заинтересованного лица - Ткаченко Н.Г. по доверенности от 18 июля 2019 года,
от Федерального казначейства - Савастлеев А.А. по доверенности от 13 декабря 2018 года,
рассмотрев 28 января 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области, Администрации Волгоградской области
на решение от 28 февраля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 23 мая 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-284605/18,
по заявлению Администрации Волгоградской области, Комитета финансов Волгоградской области,
к Министерству финансов Российской Федерации,
третьи лица: Комитет социальной защиты населения Волгоградской области, Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
о признании недействительным приказа от 21 августа 2018 года N 1735,
УСТАНОВИЛ:
Комитет финансов Волгоградской области, Администрация Волгоградской области обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным приказа от 21.08.18 N 1735.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитетом финансов Волгоградской области и Администрацией Волгоградской области подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявители ссылаются на то, что судами не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы судов, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что суды проигнорировали фактические обстоятельства, установленные во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23635/2018 об обжаловании представления УФК по Волгоградской области, подтверждающие отсутствие признаков бюджетного нарушения при использовании полученных из федерального бюджета субсидий.
Представитель Комитета и Администрации Волгоградской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители Минфина России и Федерального казначейства возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
От Минфина России и Управления федерального казначейства по Волгоградской области поступили письменные отзывы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Судами установлено, что в период с 07.02.2018 по 28.05.2018 в отношении Комитета социальной защиты населения Волгоградской области проведена камеральная проверка соблюдения условий софинансирования при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации с использованием субсидий из федерального бюджета, предоставленных Волгоградской области за 2015 - 2017 г.г.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 N 464) (далее - Программа N 1297), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 (Приложение N 7 к Программе N 1297) (далее - Правила N 1297), Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 N 567-р, Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 30.06.2016 N 16-С-13-ГП-46, заключенным между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области (далее - Соглашение), Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2016 году из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, в том числе на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденную Постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 N 805-п, а именно обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Мероприятия), предоставлена субсидия в сумме 22 215 700 рублей по КБК 149 1006 0410250270 521 (код цели - 443), из которых средства федерального бюджета в сумме 1 014 812 рублей 98 копеек использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).
Так, установлено, что на финансовое обеспечение Мероприятий в 2016 году в соответствии с приложением N 1 "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к Соглашению, предусмотрены средства в сумме 85 417 700 рублей 00 копеек, в том числе:
- 22 215 700 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 63 202 000 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств бюджета Волгоградской области.
Согласно данным отчета об осуществлении расходов бюджета Волгоградской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за 4 квартал 2016 года, направленного Комитетом в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 13.01.2017 N 12-144, а также платежного поручения от 28.02.2017 N 55461, фактические расходы средств составили в общей сумме 80 456 530 рублей 13 копейки, в том числе:
- 21 940 196 рублей 55 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 58 516 333 рубля 58 копеек - за счет средств бюджета Волгоградской области.
При общем объеме фактически использованных средств в сумме 80 456 530 рублей 13 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в сумме не более 20 925 383 рублей 57 копеек (80 456 530,13 x 22 215 700,00 / 85 417 700,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 014 812 рублей 98 копеек (21 940 196,55 - 20 925 383,57).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля оформлен акт камеральной проверки от 28.05.2018.
Выявленное нарушение квалифицировано в соответствии со статьей 306.8 БК РФ как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств из бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в доход федерального бюджета.
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Рассмотрев акт проверки и представленные материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 26.07.2018 N 07-04-04/09-15761, в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.
На основании указанного уведомления Министр финансов Российской Федерации издал оспариваемый приказ от 21.08.2018 N 1735, на основании которого из бюджета Волгоградской области бесспорно взысканы суммы средств в размере, указанном в приказе.
Полагая, что указанный приказ является неправомерным, заявители оспорили его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности нарушения бюджетного законодательства и отсутствия оснований для удовлетворения заявленного требования, указав на то, что приказ N 1735 издан Минфином России обоснованно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования Российской Федерации, за счет перерасхода средств бюджета которой Волгоградская область получила необоснованную экономию средств бюджета Волгоградской области при снижении общей потребности в средствах федерального бюджета.
Судами отклонена ссылка заявителей на судебные акты по делу N А12-23635/2018, как на преюдициальные, на том основании, что Министерство финансов Российской Федерации к участию в деле не привлекалось, в связи с чем судебный акт не имеет преюдициального значения.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В рамках дела N А12-24088/2018 суды пришли к выводу о том, что Комитетом социальной защиты населения Волгоградской области не были нарушены условия предоставления субсидии.
Суды исходили из того, что обязательство Комитета социальной защиты населения Волгоградской области по соблюдению уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на реализацию которого предоставлялась субсидия, отсутствует.
По условиям соглашения о предоставлении субсидии субсидия из федерального бюджета предоставлялась Волгоградской области в случае наличия профильной областной программы субъекта с внесенными в нее уточнениями, касающимися изменения объемов финансирования и показателей результативности использования субсидии, наличия в бюджете субъекта и муниципальных образований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном соглашением. Суды указали, что данные условия были соблюдены Волгоградской областью, результатом чего явилось перечисление субсидии в областной бюджет.
Проанализировав условия соглашения о предоставлении субсидии и правовые нормы, на которые ссылалось УФК по Волгоградской области, суды сделали вывод об отсутствии в соглашении и правовых нормах, указанных заявителем, такого условия предоставления субсидии из федерального бюджета, как обеспечение уровня софинансирования за счет средств бюджета Волгоградской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2020 года судебные акты по делу N А12-23635/2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба УФК по Волгоградской области - без удовлетворения.
Вопреки положениям части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не учтены обстоятельства, установленные в деле N А12-23635/2018, касающиеся тех же самых допущенных нарушений бюджетного законодательства; не приведены мотивы, по которым суды в рамках данного дела пришли к иным выводам, чем в деле N А12-23635/2018, дали иную оценку тождественной доказательственной базы. Изложенное привело к принятию противоречащих друг другу судебных актов, основанных на тождественных обстоятельствах.
В этой связи, учитывая наличие одних и тех же обстоятельств в рассматриваемом деле и деле N А12-23635/2018, принимая во внимание недопустимость противоречий по одним и тем же обстоятельствам в судебных актах по разным делам в силу системного толкования положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Поскольку для правильного разрешения спора необходимо исследовать фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, оценить доказательства, а суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, данные недостатки обжалуемых судебных актов не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции необходимо устранить названные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, принять решение в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 170 АПК РФ, в частности, указать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, подвергнув оценке представленные в материалы дела доказательства во взаимосвязи и совокупности с соблюдением положений главы 7 АПК РФ, оценить все доводы лиц, участвующих в деле, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2019 года по делу N А40-284605/18 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Р. Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выявленное нарушение квалифицировано в соответствии со статьей 306.8 БК РФ как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств из бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в доход федерального бюджета.
...
На основании указанного уведомления Министр финансов Российской Федерации издал оспариваемый приказ от 21.08.2018 N 1735, на основании которого из бюджета Волгоградской области бесспорно взысканы суммы средств в размере, указанном в приказе.
...
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности нарушения бюджетного законодательства и отсутствия оснований для удовлетворения заявленного требования, указав на то, что приказ N 1735 издан Минфином России обоснованно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования Российской Федерации, за счет перерасхода средств бюджета которой Волгоградская область получила необоснованную экономию средств бюджета Волгоградской области при снижении общей потребности в средствах федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2020 г. N Ф05-13256/19 по делу N А40-284605/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13256/19
02.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46874/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-284605/18
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13256/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13256/19
23.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20869/19
28.02.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-284605/18