г. Москва |
|
7 февраля 2020 г. |
Дело N А40-40864/19 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Григорьевой И.Ю.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ФЕСТИНА-РУС"
на решение от 15 апреля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление от 26 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьей Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-40864/19,
по заявлению закрытого акционерного общества "ФЕСТИНА-РУС"
к Смоленской таможне
об обжаловании постановления,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "ФЕСТИНА-РУС" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ФЕСТИНА-РУС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Смоленской таможне (далее также - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24 января 2019 года по делу N 10113000-3097/2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку ввезенные на территорию Российской Федерации иностранные товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, не подпадают под действие Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 560), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года N 778 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06 августа 2014 г. N 560" (далее - Постановление Правительства РФ N 778), т.к. ввезены на территорию РФ исключительно в целях таможенного транзита, не подлежат выпуску в свободное обращение на территории России и подлежат вывозу с ее территории.
От общества поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств. Суд кассационный инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отказывает в его удовлетворении и возвращает документы заявителю, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, которыми не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 ноября 2018 года по факту незаконного ввоза на территорию Российской Федерации товара (свиная шкура, шпик свиной код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, 0206), запрещенного к ввозу, в отношении перевозчика ЗАО "ФЕСТИНА-РУС" было возбуждено дело об административном правонарушении N 10113000-3097/2018 по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования.
Постановлением от 24 января 2019 года N 10113000-3097/2018 ЗАО "ФЕСТИНА-РУС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из законности и обоснованности оспариваемого постановления таможенного органа.
Суды исходили из того, что общество при ввозе на территорию Российской Федерации товара "замороженный шпик свиной" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 0209, 0206), страна происхождения Польша, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, нарушило запрет на ввоз указанного товара на территорию Российской Федерации, установленный Указом Президента РФ N 560, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Однако при рассмотрении настоящего спора судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Пунктом 1 Указа Президента РФ N 560 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности предписано исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента РФ N 560, продлено на один год с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Постановлением Правительства РФ N 778 определен Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации N 560 и N 320 Президентом Российской Федерации издан Указ от 29 июля 2015 года N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 391), пунктом 1 которого постановлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 391 положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Поскольку согласно пункту 2 Указа N 391 не подлежат уничтожению товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимые в третьи страны при соблюдении определенных условий, то нахождение таких товаров на территории Российской Федерации, а соответственно и их ввоз на территорию Российской Федерации является законным.
Таким образом, положения пункта 2 Указа N 391 свидетельствуют о том, что специальные меры экономической политики, введенные Указом Президента РФ N 560, не запрещали ввоз на территорию Российской Федерации упомянутых видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при соблюдении соответствующих условий.
В настоящем случае, как установлено материалами дела об административном правонарушении, товар "замороженный шпик, замороженная шкура" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 0209, 0206) страна происхождения Польша, был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита (из Польши в Монголию).
Принимая во внимание, что контракт на поставку спорного товара заключен между лицами иностранных государств, перевозка товара осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита и на территорию Российской Федерации товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Монголию, суд кассационной инстанции полагает, что установленные Указом Президента РФ N 560 ограничения и запреты к спорному товару применяться не могут.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 284-288, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 апреля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2019 года по делу N А40-40864/19 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Смоленской таможни от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении N 10113000-3097/2018 о назначении закрытому акционерному обществу "ФЕСТИНА-РУС" административного штрафа в размере 50 000 рублей по статье 16.3 КоАП РФ.
Судья И.Ю. Григорьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку согласно пункту 2 Указа N 391 не подлежат уничтожению товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимые в третьи страны при соблюдении определенных условий, то нахождение таких товаров на территории Российской Федерации, а соответственно и их ввоз на территорию Российской Федерации является законным.
Таким образом, положения пункта 2 Указа N 391 свидетельствуют о том, что специальные меры экономической политики, введенные Указом Президента РФ N 560, не запрещали ввоз на территорию Российской Федерации упомянутых видов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при соблюдении соответствующих условий.
...
Принимая во внимание, что контракт на поставку спорного товара заключен между лицами иностранных государств, перевозка товара осуществлялась по таможенной процедуре таможенного транзита и на территорию Российской Федерации товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Монголию, суд кассационной инстанции полагает, что установленные Указом Президента РФ N 560 ограничения и запреты к спорному товару применяться не могут.
В этой связи не может быть признан обоснованным вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2020 г. N Ф05-24601/19 по делу N А40-40864/2019