город Москва |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСН "Наш дом": Сагенбаева И.А. (дов. от 22.07.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Государственной жилищной инспекции города Москвы: Сухорукова П.П. (дов. N 414-и от 12.12.2019 г.), Кафидовой Т.Г. (дов. N 486-и от 12.12.2019 г.);
рассмотрев 04 февраля 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2019 г.
по делу N А40-109867/19-120-916
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Наш дом"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: в период с 15 сентября 2017 г. по 10 октября 2017 г. на внеочередном общем собрании собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 16, принято решение о смене способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников недвижимости, с целью чего было создано Товарищество собственников недвижимости "Наш дом" (далее - ТСН "Наш дом", товарищество, заявитель).
Данное решение оформлено протоколом N 1 от 14 октября 2017 г.
На указанном собрании также было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете, владельцем которого определено ТСН "Наш дом".
Кредитной организацией для открытия специального счета и накопления денежных средств определено ПАО "Сбербанк".
08 ноября 2017 г. ТСН "Наш дом" открыт специальный счет N 40705810538000001630 в ПАО "Сбербанк".
09 ноября 2017 г. ТСН "Наш дом" направлено региональному оператору (фонд капитального ремонта города Москвы), на счет которого ранее собственники многоквартирного перечисляли взносы, уведомление о принятом решении с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и справкой из банка об открытии специального счета.
В период с 27 марта 2018 г. по 01 мая 2018 г. внеочередным общим собранием, проходившим в форме очно-заочного голосования, собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 16, подтверждены решения, оформленные протоколом N 1 от 14 октября 2017 г., в том числе:
решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете;
решение об определении владельцем специального счета товарищества собственников недвижимости ТСН "Наш дом";
решение об определении кредитной организацией для открытия специального счета и накопления денежных средств ПАО "Сбербанк".
Указанные решения оформлены протоколом общего собрания N 2 от 10 мая 2018 г.
В последующем оригиналы протокола и оригиналы бюллетеней были приняты на хранение в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (далее - Мосжилинспекция, инспекция).
Письмом N ГР-11-3494/18 от 19 сентября 2019 г. Мосжилинспекция уведомила товарищество, что не выявила нарушений жилищного законодательства в проведении собрания и составлении протокола.
11 марта 2019 г. ТСН "Наш дом" обратилось к руководителю Мосжилинспекции Кичикову О.В. с заявлением (повторным) о включении специального счета в реестр специальных счетов.
Поскольку специальный банковский счет, владельцем которого является товарищество, не был внесен в реестр специальных счетов, ТСН "Наш дом" 28 марта 2019 г. направлена претензия на имя руководителя Мосжилинспекции Кичикова О.В. с требованием о включении специального счета в реестр специальных счетов.
Указанная претензия оставлена Мосжилинспекцией без ответа.
Считая свои права нарушенными, ТСН "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосжилинспекции о признании незаконным бездействия начальника Мосжилинспекции Кичикова О.В., выразившегося в невключении специального банковского счета N 40705810538000001630, владельцем которого является ТСЖ "Наш дом", в реестр специальных счетов и об обязании начальника Мосжилинспекции Кичикова О.В. принять решение о внесении специального банковского счета N 40705810538000001630 в реестр специальных счетов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Мосжилинспекция просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оснований для принятия решения о внесении специального банковского счета товарищества в реестр специальных счетов на момент подачи уведомления - 11 марта 2019 г. отсутствовали, поскольку с момента создания и до 01 июня 2019 г. товарищество не осуществляло управление многоквартирным домом, так как указанные функции по управлению с 05 июля 2017 г. осуществляло ООО "ПИК-Комфорт" на основании договора управления многоквартирным домом от 05 июля 2017 г., заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного Префектурой Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. 31 мая 2019 г. Мосжилинспекцией издано распоряжение N 5010-РЛ которым с 01 июня 2019 г. ООО "ПИК-Комфорт" исключено из реестра лицензий по управлению вышеуказанным многоквартирным домом, следовательно с указанной даты - 01 июня 2019 г. у товарищества появились правовые основания для осуществления функций владельца специального счета и в последующим внесения изменений в реестр специальных счетов.
В отзыве на кассационную жалобу ТСН "Наш дом" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Мосжилинспекции поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТСН "Наш дом" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое бездействие уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В том случае, когда в качестве способа формирования фонда капитального ремонта собственники выбирают специальный счет, они должны определить в соответствии с частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации размер взноса, перечень необходимых дому работ, сроки их проведения, владельца специального счета и кредитную организацию.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Изменение способа формирования фонда капитального ремонта определены в статье 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частями 1, 3 и 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку невключение специального банковского счета N 40705810538000001630, владельцем которого является ТСЖ "Наш дом" в реестр специальных счетов, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами принято во внимание, что решения собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 16, оформленные протоколом N 1 от 14 октября 2017 г., не были признаны незаконными и вступили в законную силу, в связи с чем у Мосжилинспекции отсутствовали основания для невнесения товарищества в реестр специальных счетов.
Отклоняя доводы Мосжилинспекции о том, что на момент подачи товариществом уведомления - 11 марта 2019 г. отсутствовали основания по включению счета в реестр специальных счетов, поскольку заявитель не осуществлял управление многоквартирным домом, суды указали на то, что ТСН "Наш дом" приступило к управлению многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 16, с 01 ноября 2017 г., что подтверждается решением Щербинского районного суда города Москвы от 11 сентября 2018 г. по делу N 2-1610/2018 об отказе в признании недействительными решений, принятых на общем собрании собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, микрорайон 3, д. 16, оформленные протоколом N 1 от 14 октября 2017 г.
Судами также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2018 г. по делу А40-148199/2018 удовлетворены требования ТСН "Наш дом" об обязании ООО "ПИК-Комфорт" передать техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, Московский 3 мкрн., д. 16, которым установлен факт принятия решения о смене способа управления и начало управления товариществом домом - 01 ноября 2017 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Мосжилинспекция указывает на наличие у товарищества права для осуществления функций владельца специального счета лишь после внесения изменений в реестр лицензий, т.е. с 01 июня 2019 г. - с момента исключения ООО "ПИК-Комфорт" из реестра лицензий по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку организация, выбранная или созданная собственниками помещений для управления многоквартирным домом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана приступить к управлению многоквартирным домом со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива как юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, с 01 ноября 2017 г. у товарищества появились правовые основания для осуществления функций владельца специального счета и в внесения изменений в реестр специальных счетов.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 октября 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2019 г. по делу N А40-109867/19-120-916 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
...
В кассационной жалобе Мосжилинспекция указывает на наличие у товарищества права для осуществления функций владельца специального счета лишь после внесения изменений в реестр лицензий, т.е. с 01 июня 2019 г. - с момента исключения ООО "ПИК-Комфорт" из реестра лицензий по управлению вышеуказанным многоквартирным домом.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку организация, выбранная или созданная собственниками помещений для управления многоквартирным домом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана приступить к управлению многоквартирным домом со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива как юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф05-25027/19 по делу N А40-109867/2019