город Москва |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А40-112978/2019-21-272 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) религиозной организации "Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма свт. Николая Мирликийского при Московском городском научно-практическом центре по борьбе с туберкулезом г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)": Чернега О.А. (дов. от 27.04.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Стоговой А.А. (дов. N 33-Д-846/19 от 06.11.2019 г.);
от третьего лица ГБУ здравоохранения г. Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения г. Москвы": не явились, извещены;
от третьего лица Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви: Чавчанидзе Л.Г. (дов. N 01/2530 от 21.05.2019 г.);
рассмотрев 04 февраля 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г.
по делу N А40-112978/2019-21-272
по заявлению религиозной организации "Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма свт. Николая Мирликийского при Московском городском научно-практическом центре по борьбе с туберкулезом г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения,
третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы"; Православная религиозная организация Московская Патриархия Русской Православной Церкви,
УСТАНОВИЛ: 14 января 2019 г. религиозная организация "Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма свт. Николая Мирликийского при Московском городском научно-практическом центре по борьбе с туберкулезом г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - Подворье, заявитель) на основании статьи 6, подпункта 3 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) обратилась в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлениями (обращениями) N 43 и N 44 от 12 января 2019 г. по вопросу передачи в безвозмездное пользование заявителя на срок 49 лет нежилых помещений, расположенных в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1 и г. Москва, ул. Барболина, д. 3, корп. 22, для использования в соответствии с целями деятельности, определенными уставом заявителя.
Письмом N ДГИ-1-1894/19-1 от 06 февраля 2019 г. Департамент городского имущества города Москвы сообщил заявителю о том, что рассмотреть вопрос передачи объектов нежилого фонда по адресам: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1 и г. Москва, ул. Барболина, д. 3, корп. 22 в безвозмездное пользование заявителю не представляется возможным, поскольку согласно архивным документам, сведения о точном расположении спорных помещений в зданиях отсутствуют, и помещения не поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Указал также на то, что вышеуказанные нежилые здания находятся в собственности города Москвы и используются учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы на праве оперативного управления.
Указанные заявления и приложенные к ним документы возвращены заявителю.
Считая свои права нарушенными, Подворье обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения от 06 февраля 2019 г. N ДГИ-1-1894/19-1 об отказе в рассмотрении заявлений от 12 января 2019 г. N 43 и N 44 о передаче в безвозмездное пользование на срок 49 лет нежилых помещений церкви, расположенных в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1, также всех нежилых помещений, расположенных в здании церкви по адресу: г. Москва, ул. Барболина, д. 3, корп. 22 и об обязании Департамент рассмотреть заявления от 12 января 2019 г. N 43 и N 44 о передаче в безвозмездное пользование на срок 49 лет нежилых помещений церкви, расположенных в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1 и г. Москва, ул. Барболина, д. 3, корп. 22 и принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ (с учетом уточнения требований).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ", Центр), Православная религиозная организация Московская Патриархия Русской Православной Церкви.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на дату рассмотрения заявления Подворья о передаче спорных помещений не мог принять одно из предусмотренных пунктом 1 и 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ, поскольку помещения находятся в оперативном управлении ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ", у него отсутствуют дополнительные помещения для размещения подразделений Центра, расположенных в спорных помещениях. Приведены доводы о том, что прекращение права оперативного управления Центра на спорные помещения и передача их в безвозмездное пользование заявителя для использования в целях деятельности, определенных уставом Подворья, повлечет нарушение требований СанПиН.
В отзывах на кассационную жалобу Подворье и Православная религиозная организация Московская Патриархия Русской Православной Церкви просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамент поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Подворья возражал против ее удовлетворения. Представитель Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, регламентирован Законом N 327-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ установлено, что под имуществом религиозного назначения для целей применения данного Закона понимается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется с учетом его конфессиональной принадлежности уполномоченным органом, определенным частью 2 статьи 2 Закона N 327-ФЗ, как федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
Статьей 6 Закона N 327-ФЗ предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.
К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи" утвержден Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Перечень N 325).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа. Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений (часть 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ).
Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения предусмотрены статьей 8 Закона N 327-ФЗ.
В случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче (пункт 4 статьи 8 Закона N 327-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии у Департамента городского имущества города Москвы оснований для отказа в рассмотрении заявлений (обращений) Подворья по вопросу передачи в безвозмездное пользование заявителя на срок 49 лет нежилых помещений, расположенных в зданиях по адресам: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1 и г. Москва, ул. Барболина, д. 3, корп. 22, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемых помещений и принятия соответствующего решения.
При этом судами установлено, что спорные помещения находятся в собственности города Москвы, в связи с чем вопрос об их передаче заявителю входит в компетенцию Департамента городского имущества города Москвы на основании Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП.
К заявлениям (обращениям) от 12 января 2019 г. N 43 и N 44 по вопросу передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений, расположенных по вышеуказанным адресам, прилагались все необходимые документы, установленные Перечнем N 325, в том числе архивные справки, в которых содержалась информация о том, что испрашиваемые заявителем помещения являются имуществом религиозного назначения.
Так, согласно сведениям, содержащимся в приложенных к заявлениям в Департамент архивных справках N 433/1 от 01 августа 2018 г. и N 251/1 от 19 сентября 2016 г., выданных Департаментом культурного наследия города Москвы, указано, что:
здание по адресу: г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, стр. 1 построено в 1890 - 1894 как главный корпус богадельни братьев Боевых с домовым храмом св. Николая Чудотворца, а в 1925 здание приспособлено под противотуберкулезный диспансер N 1, затем - Московский научно-практический центр борьбы с туберкулезом. В Центральном государственном архиве города Москвы в фонде Московской духовной консистории в деле "Клировые ведомости церквей Сретенского сорока г. Москвы за 1912 год" имеется клировая ведомость, в которой указано о том, что церковь построена в 1894, каменная, крыта железом, тверда, при ней звонница, устроенная над церковным входом;
здание церкви по адресу: г. Москва, улица Барболина, д. 3, корп. 22 построено в 1903 с помещениями церкви при Сокольнической больнице в часть иконы Богоматери "Утоли моя печали" и анатомического театра. В 1922 году церковь была закрыта и в ней было размещено паталогоанатомическое отделение больницы. В ЦГА Москвы, в фонде Канцелярии епископа Дмитровского, викария Московской епархии в деле "Клировые ведомости церквей 1-го отделения Ивановского сорока г. Москвы за 1912 год" в клировой ведомости церкви Богородицкой в Сокольнической городской больнице г. Москвы сказано, что "церковь построена в 1904 г. на городские средства, зданием каменная... Престолов в ней один...". В фонде Московского городского общества взаимного от огня страхования в деле "О страховании имущества 3-й городской Сокольнической больницы" за 1898-1915 гг. имеется план и описание владения Московского городского общества (3-я Городская больница), состоящего в Мещанской части 4 участка по Сокольническому полю", составленное 30 октября 1905 г. В графе "Описание строений" под N 1 значится "каменное одноэтажное с подвалом, крытое железом строение, занятое анатомическим театром и церковью...В настоящее время строение окончено постройкой".
Отклоняя довод Департамента о том, что в архивных документах отсутствуют сведения о точном расположении испрашиваемых помещений в зданиях, а также то, что помещения не поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости, суды со ссылкой на пункт 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ указали на то, что такие обстоятельства не входят в перечень оснований отказа в рассмотрении заявления религиозной организации.
Доводы Департамента о том, что спорные помещения находятся в оперативном управлении Центра, у которого отсутствуют дополнительные помещения для размещения подразделений Центра, также отклонены судами, поскольку указанное обстоятельство не может являться основанием для нерассмотрения заявления Подворья и принятия решения по результатам его рассмотрения.
Судами также принято во внимание, что из поданного заявления Подворья в Департамент усматривается дальнейшая цель использования данного имущества, соответствующая цели деятельности религиозной организации, а испрашиваемое имущество не является имуществом, неподлежащим отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что заявителем представлены все необходимые документы, в связи с чем у Департамента имелась обязанность рассмотреть заявление религиозной организации по вопросу передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений и принять соответствующее решение.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Департамента, изложенный в кассационной жалобе, о том, что прекращение права оперативного управления Центра на спорные помещения и передача их в безвозмездное пользование заявителя для использования в целях деятельности, определенных уставом Подворья, повлечет нарушение требований СанПиН, не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку такое основание не предусмотрено Законом N 327-ФЗ.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г. по делу N А40-112978/2019-21-272 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"здание церкви по адресу: г. Москва, улица Барболина, д. 3, корп. 22 построено в 1903 с помещениями церкви при Сокольнической больнице в часть иконы Богоматери "Утоли моя печали" и анатомического театра. В 1922 году церковь была закрыта и в ней было размещено паталогоанатомическое отделение больницы. В ЦГА Москвы, в фонде Канцелярии епископа Дмитровского, викария Московской епархии в деле "Клировые ведомости церквей 1-го отделения Ивановского сорока г. Москвы за 1912 год" в клировой ведомости церкви Богородицкой в Сокольнической городской больнице г. Москвы сказано, что "церковь построена в 1904 г. на городские средства, зданием каменная... Престолов в ней один...". В фонде Московского городского общества взаимного от огня страхования в деле "О страховании имущества 3-й городской Сокольнической больницы" за 1898-1915 гг. имеется план и описание владения Московского городского общества (3-я Городская больница), состоящего в Мещанской части 4 участка по Сокольническому полю", составленное 30 октября 1905 г. В графе "Описание строений" под N 1 значится "каменное одноэтажное с подвалом, крытое железом строение, занятое анатомическим театром и церковью...В настоящее время строение окончено постройкой".
Отклоняя довод Департамента о том, что в архивных документах отсутствуют сведения о точном расположении испрашиваемых помещений в зданиях, а также то, что помещения не поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости, суды со ссылкой на пункт 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ указали на то, что такие обстоятельства не входят в перечень оснований отказа в рассмотрении заявления религиозной организации.
...
Довод Департамента, изложенный в кассационной жалобе, о том, что прекращение права оперативного управления Центра на спорные помещения и передача их в безвозмездное пользование заявителя для использования в целях деятельности, определенных уставом Подворья, повлечет нарушение требований СанПиН, не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку такое основание не предусмотрено Законом N 327-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф05-23909/19 по делу N А40-112978/2019