город Москва |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А40-28896/19-17-220 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "НК "РОСНЕФТЬ": Широковой Н.Е. (дов. от 28.11.2018 г.), Синегубова А.Н. (дов. от 28.11.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Горбачевой О.В. (дов. N ИА/80656/19 от 16.09.2019 г.);
от третьего лица ООО "Чистая Планета": не явились, извещены;
рассмотрев 06 февраля 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 г.
по делу N А40-28896/19-17-220
по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительными решения и предписания от 24 января 2019 г. N 223-ФЗ-76/19,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Чистая Планета",
УСТАНОВИЛ: 24 января 2019 г. по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чистая Планета" (далее - ООО "Чистая Планета", третье лицо) на действия (бездействие) заказчика - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "РОСНЕФТЬ", заказчик, общество, заявитель) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по утилизации отходов бурения, образующихся при строительстве эксплуатационных скважин на территории хозяйственной деятельности ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" в ХМАО-Югра (запрос предложений N 2000042626, N 2000042629 и N 2000042638 - утилизация отходов бурения, образованных при ЗБС (УС) и запрос предложений N 2000042643 для нужд ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" (номер извещения 31807381400) (далее - запрос предложений), комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по контролю в сфере закупок было принято решение по делу N 223-ФЗ-76/19 о признании жалобы ООО "Чистая Планета" необоснованной (пункт 1 решения) и о признании в действиях ПАО "НК Роснефть" нарушения части 1 статьи 2, части 3 статьи 3.2, части 2 статьи 4, пунктов 2, 9, 11 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (пункт 2 решения).
На основании указанного решения ФАС России 24 января 2019 г. выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов N 223-ФЗ-76/19, в соответствии с которым заказчику и организатору предписано:
заказчику вернуть заявки участникам, уведомить участников (при наличии) (пункт 1 предписания);
заказчику внести изменения в документацию о проведении запроса предложений в соответствии с Законом о закупках, принятым комиссией ФАС России решением от 24 января 2019 г. N 223-ФЗ-76/19;
заказчику назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, а также разместить Единой информационной системе (далее - ЕИС) (www.zakupki.gov.ru) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, дате рассмотрения заявок на участие в запросе предложений и дате проведения итогов запроса предложений в соответствии с Законом о закупках, Положением компании о закупках товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, утвержденным решением Совета директоров ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" от 26 мая 2015 г. N 230 (далее - Положение о закупке) (пункт 3 предписания);
заказчику разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания (пункт 4 предписания);
заказчику предложить проведение запроса предложений в соответствии с требованиями Закона о закупке, Предложением о закупках, Документации о проведении Запроса предложений (пункт 5 предписания);
заказчику в срок не позднее 11 февраля 2019 г. представить в ФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде, по электронной почте: polunicheva@fas.gov.ru (пункт 6 предписания).
Считая свои права нарушенными, ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными решения и предписания от 24 января 2019 г. N 223-ФЗ-76/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Чистая Планета".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Со ссылкой на пункт 17 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона N 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" указано на то, что антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы по собственной инициативе и устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб. При этом дополнение к жалобе с дополнительными доводами ФАС России не принято к рассмотрению. Также указано на то, что ФАС России обязала внести изменения в документацию и завершить процедуру закупки в соответствии с недействующей редакцией Положения компании (пункты 2 и 3 предписания).
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от третьего лица не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.
Представитель ООО "Чистая Планета" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что жалоба ООО "Чистая Планета" содержала основания, предусмотренные пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, поскольку было указано на то, что при проведении запроса предложений заказчиком не представлены разъяснения участнику закупки. Приняв во внимание положения части 10 статьи 3, части 13 статьи 3 Закона о закупках и положения частей 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), суды указали на то, что решение антимонопольного органа принимается комиссией исключительно в части доводов жалобы, а в случае выявленных иных нарушений для цели устранения таких нарушений выдает предписание. В этой связи суды указали на то, что в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ФАС России установлены иные, не являющиеся предметом обжалования, нарушения Закона о закупках, в связи с чем выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений. Отклоняя довод о том, что в нарушение части 13 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган вышел за пределы доводов жалобы, суды указали на то, что ООО "Чистая Планета" были поданы дополнения к жалобе в пределах установленного срока, которые и были приняты наряду с первоначальной жалобой к рассмотрению. Относительно довода о том, что в решении антимонопольного органа содержится указание на недействующую редакцию Положения о закупках, суды указали на наличие опечатки.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
Делая вывод о том, что часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает в отрыве от рассмотрения жалобы то обстоятельство, что если комиссии становятся известны факты нарушения в действиях субъектов контроля соответствующего законодательства, то в силу пункта 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия выдает предписание с учетом таких выявленных нарушений, суды не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 02 октября 2017 г. N 309-КГ17-7502, исходя из которой в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика (пункт 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.).
Оспариваемым по настоящему делу решением N 223-ФЗ-76/19 жалоба ООО "Чистая Планета" признана необоснованной.
При этом ФАС России в действиях ПАО "НК "РОСНЕФТЬ" признала нарушения части 1 статьи 2, части 3 статьи 3.2, части 2 статьи 4, пунктов 2, 9, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Делая вывод о том, что ООО "Чистая Планета" были поданы дополнения к жалобе в пределах установленного срока, которые и были приняты наряду с первоначальной жалобой к рассмотрению, суды не приняли во внимание, что жалоба ООО "Чистая Планета" признана необоснованной по доводам ООО "Чистая Планета".
В этой связи судам надлежало устранить противоречие оспариваемого по настоящему делу решения, поскольку заявитель указывал на то, что дополнения к жалобе не были приняты к рассмотрению ФАС России.
Отклоняя довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа содержится указание на недействующую редакцию Положения о закупках, суды указали на наличие опечатки.
Между тем, судами не указано на основании какого документа, имеющегося в материалах дела, они пришли к такому выводу.
Выводы судов не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, в связи с чем не могут быть признаны законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание, что к материалам настоящего дела приобщены документы, не относящиеся к делу N А40-28896/19-17-220.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и должным образом не оценены доводы сторон и представленные ими доказательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 г. по делу N А40-28896/19-17-220 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод о том, что часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает в отрыве от рассмотрения жалобы то обстоятельство, что если комиссии становятся известны факты нарушения в действиях субъектов контроля соответствующего законодательства, то в силу пункта 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия выдает предписание с учетом таких выявленных нарушений, суды не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 02 октября 2017 г. N 309-КГ17-7502, исходя из которой в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика (пункт 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф05-25299/19 по делу N А40-28896/2019