город Москва |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А40-118390/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Плеханов Ф.Е., доверенность от 04.12.2019;
от заинтересованного лица: Миловидова О.В., доверенность от 14.11.2019; Поддубная А.В., доверенность от 20.06.2019;
рассмотрев 06 февраля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ТИРОЛЕРХОФ"
на решение от 22 июля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 08 октября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-118390/19
по заявлению ООО "ТИРОЛЕРХОФ"
об оспаривании постановления
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИРОЛЕРХОФ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве (далее - управление, административный орган) от 25.04.2019 N 24-00494 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ТИРОЛЕРХОФ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 04.03.2019 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО г. Москвы на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по г. Москве о проведении плановой выездной проверки от 21.02.2019 N 01-04-00024-04, распоряжения о внесении дополнений от 12.03.2019 N 01-025 в отношении ООО "ТИРОЛЕРХОФ" проведена плановая выездная проверка, произведен отбор проб пищевой продукции для проведения лабораторных исследований.
Административный орган пришел к выводу о нарушении изготовителем - ООО "ТИРОЛЕРХОФ" требований технических регламентов, обязательных требований к пищевой продукции, создающих угрозу причинения вреда здоровью граждан, а именно: приложение 2 пункта 1.8, приложение 2 пункта 1.4 ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011); приложение 8 ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
По факту выявленных нарушений 10.04.2019 уполномоченным управления в присутствии представителя общества по доверенности от 01.03.2019 N 151 Т-19 составлен протокол об административном правонарушении N 01-04-00024-04/т об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела 25.04.2019 управлением вынесено постановление N 24-00494 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно требованиями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ, законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Таким образом, административный орган в силу требований статей 25.4, 28.2 КоАП РФ, составляя протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность участвовать при его составлении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица.
В качестве доказательства извещения законного представителя общества о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела представлено уведомление от 29.03.2019.
Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества. При составлении протокола присутствовал представитель ООО "ТИРОЛЕРХОФ" по доверенности от 01.03.2019 N 151Т-19.
Протокол и определение о назначении даты, времени и месте рассмотрении дела вручены административным органом представителю общества по доверенности.
О рассмотрении дела законный представитель ООО "ТИРОЛЕРХОФ" уведомлен надлежащим образом посредством почтовой связи путем направления определения от 10.04.2019.
Протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.04.2019 направлены законному представителю 12.04.2019.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено о месте и времени его составления в установленном порядке.
В связи с тем, что общество уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, дело об административном правонарушении рассмотрено без участия законного представителя, а также представителя общества по доверенности.
Постановление о назначении наказания от 25.04.2019 N 24-00494 направлено административным органом в адрес общества курьерской службой DHL в течение трех дней после вынесения постановления.
Учитывая изложенное выше, доводы общества о нарушении административным органом порядка привлечения ООО "ТИРОЛЕРХОФ" к административной ответственности правомерно отклонены судами.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статей 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100.000 до 300.000 руб.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация).
В соответствии со статьей 11 от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатель безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), устанавливает ответственность за нарушение требований технических регламентов, как на изготовителя (исполнителя), так и на продавца, лица, который реализует указанную продукцию.
Выявленные в действиях изготовителя нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, экспертным заключением от 15.03.2019 N 24-00286, выданным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЮАО г. Москвы и протоколами лабораторных испытаний (исследований) от 12.03.2019 N 38-1170, от 12.03.2019 N 38-1169, от 12.03.2019 N 38-1168, от 12.03.2019 N 38-1167, от 12.03.2019 N 38-1165, от 12.03.2019 N 38-1164, от 12.03.2019 N 38-1162, протоколом об административном правонарушении от 10.04.2019 N 01-04-00024-04/т, а также иными материалами дела об административном правонарушении.
Таким образом, административным органом установлен факт нарушения ООО "ТИРОЛЕРХОФ" приложения 2 пункта 1.8, приложения 2 пункта 1.4 ТР ТС 021/2011; приложения 8 ТР ТС 033/2013.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом положения статьи 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих обществу исполнить обязанность по совершению всех необходимых действий, направленных на возврат денежных средств, материалы дела не содержат.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суды установили, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Судами также установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, управлением соблюдены.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 25.04.2019 N 24-00494 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по делу N А40-118390/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТИРОЛЕРХОФ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом положения статьи 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суды установили, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
...
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, управлением соблюдены.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 25.04.2019 N 24-00494 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф05-24886/19 по делу N А40-118390/2019