город Москва |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А41-21510/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Квазар": Ивановой С.А. - директора (протокол N 21 от 23.10.2017 г.), Афанасьевой Е.А. (дов. N 1 от 21.01.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Татариновой О.И. (дов. N Д-292/9 от 31.12.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 февраля 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г.,
по делу N А41-21510/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квазар"
к Администрации городского округа Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области
о признании незаконными решений
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Квазар" (далее - ООО "Квазар", общество, заявитель) является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:50:0040804:2340, площадью 2773,3 кв.м (количество этажей - 4), расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Советская, д. 20А.
Вышеуказанное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 50:50:040804:45, 50:50:040804:40, 50:50:040804:42, 50:50:040804:41, 50:50:040804:44, 50:50:040804:43.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:50:040804:45, 50:50:040804:40, 50:50:040804:42 принадлежат обществу на праве собственности.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:50:040804:41 (площадью 224 кв.м), 50:50:040804:43 (площадью 234 кв.м) и 50:50:040804:44 (площадью 245 кв.м) (далее - земельные участки) находятся в аренде общества на основании договоров аренды земельных участков, заключенных с Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - Комитет).
Участки имеют вид разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
С целью выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 50:50:040804:41, 50:50:040804:43 и 50:50:040804:44 ООО "Квазар" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области (далее - Администрация) с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность.
30 января 2019 г. Комитетом было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", в связи с тем, что земельные участки находятся в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. N 230/8 (далее - Схема N 230/8), а именно: частично расположены в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения "Носовихинское шоссе".
Также указано на расположение земельных участков с кадастровыми номерами 50:50:040804:44 и 50:50:040804:43 в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта (письма N 866/2, N 867/2 и N 868/2).
Считая свои права нарушенными, ООО "Квазар" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области и Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха Московской области со следующими требованиями:
признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении государственной услуги N 868/2 от 30 января 2019 г. о предоставлении в собственность ООО "Квазар" земельного участка с кадастровым номером 50:50:040804:41, площадью 224 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Советская, д. 20 А;
признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении государственной услуги N 867/2 от 30 января 2019 г. о предоставлении в собственность ООО "Квазар" земельного участка с кадастровым номером 50:50:040804:44, площадью 245 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Советская, д. 20 А;
признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении государственной услуги N 866/2 от 30 января 2019 г. о предоставлении в собственность ООО "Квазар" земельного участка с кадастровым номером 50:50:040804:43, площадью 234 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Советская, д. 20 А;
обязать администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес ООО "Квазар" подписанный договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:50:040804:41 (площадью 224 кв.м), 50:50:040804:44 (площадью 245 кв.м), 50:50:040804:43 (площадью 234 кв.м), расположенных по адресу: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Советская, д. 20 А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Балашиха Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что спорные земельные участки полностью либо частично расположены в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта, в связи с чем не могут быть переданы обществу в собственность.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Квазар" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Квазар" против ее удовлетворения возражал.
Представители Комитета, Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 39.3 и статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу, в частности, относится указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения об отказе в предоставлении испрашиваемых обществом земельных участков в собственность не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку администрацией не представлено доказательств того, что спорные земельные участки расположены (частично) в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения "Носовихинское шоссе", а также в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта.
Отклоняя доводы Администрации со ссылкой на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, которым установлены ограничения оборотоспособности испрашиваемых участков, суды указали на отсутствие надлежащих доказательств, позволяющих идентифицировать и соотнести место расположения испрашиваемых заявителем земельных участков и планируемой дороги, а также установить, что земельные участки находятся в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме N 230/8, а представленные в материалы дела выкопировки из Схемы N 230/8, Генерального плана городского округа Балашиха и письма Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не позволяют достоверно установить факт расположения спорных земельных участков в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог.
Сведения о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрете приватизации испрашиваемых земельных участков, в Государственном кадастре недвижимости не содержатся.
На основании изложенного суды указали на недоказанность того факта, что испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судами принято во внимание, что в октябре 2018 г. общество обращалось в Администрацию за предоставлением выкопировок из Правил землепользования и застройки территории городского округа Балашиха (далее - ПЗЗ) на спорные земельные участки.
Письмом N 1-вх-20396/8 от 08 ноября 2018 г. Администрация предоставила заявителю выкопировки из ПЗЗ на испрашиваемые земельные участки, согласно которым наличие каких-либо ограничений или обременений по испрашиваемым земельным участкам не усматривалось и графически не было обозначено.
Указанные ПЗЗ, утверждены решением Совета депутатов городского округа Балашиха N 02/50 от 27 декабря 2017 г., в котором указано на то, что испрашиваемые земельные участки отнесены к зоне Ж-1 "Зона жилой застройки", к данной зоне отнесены земельные участки с условно-разрешенными видами использования, к числу которых отнесены "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
В данном случае объект недвижимости общества эксплуатируется в качестве торгового центра, то есть соответствует виду разрешенного использования в соответствии с установленной зоной.
Судами также принято во внимание заключение кадастрового инженера Водилиной Е.А., в котором сделаны следующие выводы:
1. в результате обследования земельных участков в мае 2019 года и проведения уточняющей спутниково-геодезической съемки были определены фактические границы участков, а также местоположение здания, расположенного на них;
2. нежилое здание площадью 2 773,3 кв.м, с кадастровым номером 50:50:0040804:2340 расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 50:50:0040804:40-45;
3. площадь застройки нежилого здания составляет 892 кв.м, при этом площадь под зданием, занимаемая на земельном участке 50:50:0040804:40 - находится под зданием полностью (общая площадь земельного участка - 155 кв.м), 50:50:0040804:41 - составляет 181 кв.м (общая площадь земельного участка - 224 кв.м), 50:50:0040804:42 - составляет 104 кв.м (общая площадь земельного участка -124 кв.м), 50:50:0040804:43 - составляет 155 кв м (общая площадь земельного участка - 234 кв. м), 50:50:0040804:44 - составляет 179 кв. м (общая площадь земельного участка - 245 кв.м), 50:50:0040804:45 - находится под зданием полностью (общая площадь земельного участка - 118 кв.м);
4. для эксплуатации здания общей площадью 2 773,3 кв.м, находящегося у ООО "Квазар" на праве собственности, необходимы все земельные участки с кадастровыми номерами 50:50:0040804:40-45;
5. без указанных земельных участков в их фактических размерах невозможно эксплуатировать здание по его прямому назначению.
Образование земельных участков в иных границах и/или иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, нецелесообразно.
Какие-либо возражения относительно площади испрашиваемых земельных участков либо доказательства их несоразмерности площади расположенного на участке объекта недвижимости от заинтересованных лиц не поступили.
Установив указанные обстоятельства, суд пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2019 г. по делу N А41-21510/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
...
Сведения о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрете приватизации испрашиваемых земельных участков, в Государственном кадастре недвижимости не содержатся.
На основании изложенного суды указали на недоказанность того факта, что испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2020 г. N Ф05-670/20 по делу N А41-21510/2019