город Москва |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А41-12344/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Каскад": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Истра Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления государственного строительного надзора Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 13 февраля 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 г.,
по делу N А41-12344/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад"
к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Администрация городского округа Истра Московской области; Главное управление государственного строительного надзора Московской области,
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - ООО "Каскад", общество, заявитель) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0010302:176, площадью 19 586 кв.м, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 15 февраля 2018 г. N 36-00-4001/5001/2018-1278.
На указанном земельном участке обществом осуществляется строительство 2 (двух) жилых домов (N 33 и N 34) на основании выданного Администрацией Истринского муниципального района Московской области разрешения на строительство N RU-50504103-105 от 19 мая 2014 г., со сроком действия до 31 декабря 2015 г.
В последующем срок действия настоящего разрешения был продлен до 31 декабря 2016 г.
В связи с истечением срока действия разрешения на строительство 07 ноября 2018 г. ООО "Каскад" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением об оказании государственной услуги по продлению вышеуказанного разрешения на строительство.
Заявлению был присвоен номер Р001-5097537983-18178029.
Решением от 07 ноября 2018 г. Министерство строительного комплекса Московской области отказало в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", указав на то, что документы, необходимые для предоставления государственной услуги, утратили силу: представлены разрешение на строительство, срок действия которого истек 30 июня 2017 г., и договор поручительства банка за ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, срок действия которого истек 31 марта 2017 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Каскад" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области и Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения Министерства строительного комплекса Московской области от 07 ноября 2018 г. об отказе в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги: "Внесение изменений в разрешение на строительство в N РУ50-5004103-105 от 19 мая 2014 г., выданное Администрацией Истринского муниципального района (номер обращения: Р001-5097537983-18178029) и об обязании Министерства жилищной политики Московской области принять по существу решение по заявлению ООО "Каскад" (номер обращения Р001-5097537983-18178029) по внесению изменений в разрешение на строительство в соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи заявления (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Истра Московской области и Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку обществом были представлены документы, срок действия которых истек. Приведены доводы о пропуске заявителем трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для оспаривания решения Министерства строительного комплекса Московской области от 07 ноября 2018 г.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 названной статьи.
Пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, названной нормой установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.
В силу части 61 статьи 25 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Таким образом, для застройщиков, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц по договорам долевого участия, в случае продления разрешения на строительство необходимо предоставлять договор поручительства банка или договор страхования гражданской ответственности лица для продления разрешения на строительство в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Распоряжением Минстроя Московской области от 07 июля 2017 г. N 239 "Об утверждении Административных регламентов Министерства строительного комплекса Московской области по предоставлению государственных услуг" утвержден Административный регламент предоставления Министерством строительного комплекса Московской области государственной услуги по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией) (далее - Административный регламент).
Пунктом 12.1.8 Административного регламента установлено, что представление документов, утративших силу, в случаях, когда срок действия установлен в таких документах или предусмотрен законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области на момент обращения за предоставлением Государственной услуги является основанием для отказа в регистрации документов.
В Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) содержится исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения), единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является обстоятельство отсутствия начатого строительства объекта до истечения срока подачи заявления на продление.
Иных оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство градостроительным законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрено оснований для отказа в приеме (регистрации) заявления о продлении разрешения на строительство.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что решение об отказе в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению продления разрешения на строительство, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом был представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления по существу.
Факт наличия на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства сторонами не оспаривается.
Данных о том, что строительство не начато в материалах дела не имеется.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Министерства жилищной политики Московской области о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был предметом обсуждения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суд обязал Министерство жилищной политики Московской области принять по существу решение по заявлению ООО "Каскад" (номер обращения Р001-5097537983-18178029) по внесению изменений в разрешение на строительство в соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи заявления.
Поскольку все необходимые документы обществом были предоставлены, суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 г. по делу N А41-12344/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
...
В Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) содержится исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения), единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является обстоятельство отсутствия начатого строительства объекта до истечения срока подачи заявления на продление."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2020 г. N Ф05-858/20 по делу N А41-12344/2019