город Москва |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А40-94435/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Даренский К.А., протокол от 06.04.2016; Суховольский С.В., доверенность от 20.11.2018;
от заинтересованного лица: Денисова Ж.Э., доверенность от 27.05.2019;
рассмотрев 26 февраля 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "СПС"
на решение от 19 июля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 октября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-94435/19
по заявлению ООО "СПС"
об оспаривании приказа
к Роснедрам,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СПС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Роснедрам (далее - Агентство) о признании недействительным приказа Федерального агентства по недропользованию от 18.02.2019 N 65 "О прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (лицензия КЕМ 01971 ТЭ)" (далее - Приказ N 65).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "СПС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "СПС" являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 01971 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча каменного угля на участке Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения на территории Беловского муниципального района Кемеровской области (дата регистрации лицензии - 12.09.2016).
Право пользования недрами предоставлено заявителю в порядке переоформления лицензии КЕМ 13757 ТЭ в соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в связи с приобретением субъектом предпринимательской деятельности ООО "СПС" имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) ООО "Шахта Колмогоровская-2".
На основании приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 08.09.2016 N 380 оформлена лицензия КЕМ 01971 ТЭ.
Условия пользования недрами установлены Условиями пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, являющимися приложением N 1 к лицензии КЕМ 01971 ТЭ (далее - Условия пользования недрами).
В Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу поступило письмо УФСБ России по Кемеровской области от 14.03.2018 N 4094 (далее - письмо УФСБ России) о нарушении обществом требований Условий пользования недрами и необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ. Кроме того, в письме отмечено, что допущенные недропользователем нарушения могут являться основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Агентство направило в Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу поручение от 27.03.2018 N 04-30/4153 о рассмотрении на заседании Комиссии письма УФСБ России по Кемеровской области и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, предоставленное ООО "СПС".
На заседании Комиссии Сибнедр, оформленном протоколом от 05.04.2018 N СФО-18_2018/КЕМ, рассмотрены следующие нарушения Условий пользования недрами, допущенные обществом и указанные в письме УФСБ России:
- нарушение подпункта "в" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2010 завершение разведки, составление и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов каменного угля на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых";
- нарушение подпункта "г" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2011 подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения участка недр, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности";
- нарушение подпункта "е" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2013 начало промышленной добычи каменного угля";
- нарушение подпункта "ж" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2014 выход на проектную мощность с производительностью не менее 1.000 тыс. тонн угля в год";
- нарушение подпункта "з" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому пользователь недр обязуется обеспечить "не позднее 01.05.2017 выход на проектную мощность с производительностью не менее 2.000 тыс. тонн угля в год".
В соответствии с рекомендациями Комиссии Сибнедр и на основании статьи 21 Закона о недрах Сибнедрами в адрес ООО "Стройпожсервис" направлено уведомление от 10.04.2018 N СФО-01-01-11/459 (далее - уведомление) о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ в случае неустранения нарушений в течение 6 месяцев со дня получения уведомления.
С учетом положений статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. ООО "СПС" предоставлен срок на устранение нарушений условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, равный 6 месяцам.
По истечении срока, установленного в уведомлении, Росприроднадзором по Кемеровской области проведена внеплановая документарная проверка по выполнению обществом уведомления.
По результатам проверки Росприроднадзора по Кемеровской области подготовлен акт проверки от 29.11.2018 N Н-677-в, в котором установлено, что нарушения, содержащиеся в уведомлении Роснедр, не устранены.
В связи с этим на повторном заседании Комиссии Роснедр рассмотрены материалы по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, учтено неустранение нарушений условий пользования недрами, отмеченных в письме УФСБ России и уведомлении.
Указанные обстоятельства повлекли принятие Комиссией решения о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "СПС" по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 20, статьи 21 Закона о недрах, оформленного протоколом заседания Комиссии от 11.02.2019 N СА-04-56/2-д.
На основании указанного решения Комиссии, в установленном порядке в соответствии с пунктом 115 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент) Роснедрами издан Приказ N 65.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах. При этом, исходя из части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями статей 20, 21 Закона о недрах, а также Административным регламентом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 95 Административного регламента, одним из оснований для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента, при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона о недрах, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
Исходя из положений приложения N 2 к Административному регламенту, передача функций Агентства по принятию решений о прекращении права пользования недрами может осуществляться на основании письменного поручения начальника структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента, подготовленный комплект документов направлен для рассмотрения в Комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - Комиссия Сибнедр).
Суды обоснованно отметили, что согласно пункту 106 Административного регламента, Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами - это постоянно действующий совещательный орган, который создается в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 111 Административного регламента, проведение повторного заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами допускается только после получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. Кроме того, согласно пункту 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах, право пользования недрами досрочно прекращается в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Как установлено судами, заявитель, подавая заявку на переоформление и получая право пользования недрами по лицензии КЕМ 01971 ТЭ, с учетом неизменности лицензионных обязательств, безусловно знал и согласился с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения установленных правил пользования недрами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом не выполнены лицензионные обязательства, в том числе:
- не выполнен подпункт "в" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому недропользователь должен был обеспечить в срок до 01.05.2010 завершение разведки, составление и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов каменного угля на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 4.1.8 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденного распоряжением МПР РФ от 05.07.1999 N 83-р, по результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций, производится подсчет запасов основных и попутных полезных ископаемых и компонентов по категориям в соответствии с группировкой месторождений по сложности строения, дается детальная экономическая оценка промышленной ценности месторождения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о недрах, в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Так, обществом был подготовлен геологический отчет "Оперативное изменение запасов каменного угля в границах открытой отработки участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения Кемеровской области".
Однако ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (далее - ФБУ "ГКЗ") воздержалось от утверждения оперативного изменения состояния запасов каменного угля в границах участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения (протокол от 22.12.2017 N 5274-оп).
В частности, в соответствии с пунктом 3.14 экспертного заключения недропользователю рекомендовано:
- разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций для подсчета запасов угля в границах лицензионного участка Колмогоровский Южный с учетом современных нормативных документов по государственной экспертизе и представить его на государственную экспертизу в установленном порядке, при этом, учесть все замечания, изложенные в настоящем решении и прилагаемых экспертных заключениях;
- разработать и представить на государственную экспертизу Геологический отчет с подсчетом запасов согласно существующему порядку после утверждения постоянных разведочных кондиций.
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона о недрах, работы по разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
В соответствии со справкой Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" от 19.06.2019 N Р-01-626 сведения о регистрации геологоразведочных работ ООО "СПС" на участке недр в фонд не поступали, условия пользования недрами выполнены не были.
Учитывая вышеизложенное, на момент повторного заседания Комиссии Роснедр проектная документация на проведение геологоразведочных работ у пользователя недр отсутствовала, геологический отчет с подсчетом запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу не представлялся.
- не выполнен подпункт "г" пункта 4.1 Условий пользования недрами, согласно которому недропользователь должен был обеспечить в срок до 01.05.2011 подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения участка недр, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяется Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
Вместе с тем технический проект разработки месторождения полезных ископаемых пользователем недр на согласование в Комиссию не поступал.
- не выполнены подпункты "е", "ж", "з" пункта 4.1 Условий пользования недрами.
Проведение работ по добыче полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническим проектом.
Учитывая отсутствие у недропользователя необходимой проектной документации, обязательства, связанные с началом добычи полезных ископаемых, а также выходом на проектную мощность в соответствии с установленными в Условиях пользования недрами объемами добычи, не исполнены.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить в том числе представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
Вместе с тем, ежегодная статистическая отчетность общества за 2016 и 2017 годы в ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" (справка от 19.06.2019 N Р-01-626) не поступала, а за 2018 год поступила только отчетность по форме 2-ЛС.
Кроме того, в соответствии со справкой ФГБУ "Росгеолфонд" от 19.06.2019 N АГ-15/3105 отчеты по форме N 5-гр от общества за 2016, 2017, 2018 годы в Фонд не поступали.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.02.2011 N 204-О-О (далее - Определение N 204-О-О) дана оценка ситуации, аналогичной рассматриваемой в рамках настоящего дела.
В Определении N 204-О-О отмечено, что, учитывая особенности экономического оборота, законодатель допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона о недрах. В частности, согласно ее части второй при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Названное правило обусловлено необходимостью поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Суды также обоснованно отметили, что при этом субъект предпринимательской деятельности, приобретая в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), имущество (имущественный комплекс) предприятия-банкрота (пользователя недр), в связи с чем, к нему переходит право пользования участками недр с не подлежащими пересмотру условиями пользования, установленными прежней лицензией, действует на свой риск и имеет возможность предвидеть последствия своего решения.
Таким образом, общество, приобретая имущество предприятия-банкрота ООО "Шахта Колмогоровская-2", знало о сроках, содержащихся в лицензии КЕМ 13757 ТЭ, действовало на свой риск и могло предвидеть последствия своего решения.
Вместе с тем, заявителем предпринимались все зависящие от него меры по устранению нарушений Условий пользования недрами, поскольку у общества имелись административные механизмы урегулирования сложившейся ситуации. В частности, общество могло заранее обратиться, в том числе с заявкой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами в части переноса сроков проведения работ.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента, срок, необходимый Роснедрам или его территориальным органам для исполнения государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами не должен превышать 140 дней (без учета 30 дней на подписание дополнения к лицензии недропользователем).
В рассматриваемой ситуации, как установлено судами, ООО "СПС" подготовило и направило в Сибнедра заявку на внесение изменений и дополнений в лицензию КЕМ 0971 ТЭ лишь в декабре 2018 года (вх. Кузбасснедра от 28.12.2018 N 4207-з), в связи с чем, срок внесения изменений в лицензию КЕМ 01971 ТЭ, предусмотренный законодательством, должен был истечь 16.06.2019.
При этом заявка на внесение изменений в лицензию подана пользователем недр:
- в период действия уведомления, что свидетельствует о единственной цели внесения испрашиваемых изменений - продление срока действия уведомления, что не предусмотрено действующим законодательством;
- спустя более двух лет с даты получения права пользования недрами, несмотря на понимание ООО "СПС" установленных в лицензии сроков на выполнение конкретных лицензионных обязательств.
Письмом Роснедра от 05.04.2019 N 04-30/4959 во внесении изменений и дополнений в лицензию КЕМ 01971 ТЭ отказано в связи с тем, что право пользования недрами по данной лицензии досрочно прекращено.
Кроме того, факт наличия нарушений лицензионных обязательств был известен недропользователю, что подтверждается результатами рассмотрения Комиссией Сибнедра отчетов организаций Кемеровской области, имеющих лицензии с невыполнением существенных условий пользования недрами (протокол от 21.02.2018 N 79). Так, по результатам заслушивания сообщения главного инженера ООО "СПС" о результатах, выполненных в 2017 году и планах на 2018 год геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, Комиссия Сибнедр уведомила общество о недопустимости невыполнения условий пользования недрами, а также о том, что нарушенные недропользователем условия являются существенными, неустранение которых может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий в виде прекращения права пользования недрами.
В связи с этим, суды верно посчитали, что общество своевременно предприняло все необходимые и возможные меры для устранения нарушений.
Исходя из норм Административного регламента, приглашение на заседание Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами представителей недропользователей не предусмотрено.
Однако при проведении повторного заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами, Агентством для целей полного и комплексного исследования материалов, связанных с допущенными нарушениями лицензионных обязательств, в адрес директора ООО "СПС" Даренского К.А. направлена телеграмма от 04.02.2019 исх. N Т-4 с приглашением на заседание Комиссии Роснедр по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами участка Колмогоровский Южный Егозово-Красноярского каменноугольного месторождения по лицензии КЕМ 01971 ТЭ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При этом в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СПС" зарегистрировано по адресу: 652618, Кемеровская область, г. Белово, ул. Урожайная, д. 1, корпус А. Поскольку Агентством телеграмма с приглашением на заседание Комиссии направлена по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, такие действия являются добросовестными и совершенными в соответствии с действующим законодательством.
Указанной телеграммой ООО "СПС" предложено представить на заседание Комиссии письменные пояснения по каждому факту нарушения и документы, подтверждающие устранение данных нарушений, а также план мероприятий по устранению нарушений в случае, если на дату заседания нарушения не устранены.
Проведение данной дополнительной процедуры Роснедрами свидетельствует о максимальной заинтересованности государственного органа в учете интересов недропользователя, недопущения нарушения его прав. Вместе с тем, представители общества на заседание Комиссии не явились, письменных пояснений по факту нарушений не представили.
При этом судами правильно учтено, что Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Кемеровской области (Кузбасснедра) является отделом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Сибирскому федеральному округу в новой редакции, утвержденного приказом Роснедр от 26.03.2014 N 183, Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 116 Административного регламента, в приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
Так, подпунктом 2 пункта 3 Приказа N 65, Роснедрами поручено Сибнедрам довести настоящий приказ до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий и организаций.
Пунктом 118 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо структурного подразделения Роснедр или соответствующего территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа о досрочном прекращении права пользования недрами направляет копию соответствующего приказа в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, осуществляющее государственную регистрацию лицензий на пользование участками недр, федеральный и территориальный фонды геологической информации, Росприроднадзор, соответствующий налоговый орган, а также пользователю недр.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что Федеральным агентством по недропользованию выполнены все предусмотренные законодательством о недрах административные процедуры, связанные с прекращением права пользования недрами, в установленном законом порядке.
Проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами проводилось в период с 2015 по 2016 годы на основании соответствующего поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12.02.2015 N Пр-254 (далее - Поручение N Пр-254).
Во исполнение распоряжения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 19.02.2015 N АХ-П9-1017 об обеспечении выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12.02.2015 N Пр-254 принят приказ Федерального агентства по недропользованию от 27.02.2015 N 177 "О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами" (далее - Приказ N 177).
В соответствии с пунктом 1 Поручения N Пр-254 и пункта 1 Приказа N 177, проведение разовой актуализации лицензий на пользование недрами осуществлялось в отношении недропользователей, которые отвечают следующим критериям: отсутствие нарушений условий подготовки проектов, геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, а также условий представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; отсутствие задолженности по представлению геологической отчетности; отсутствие задолженности по внесению платежей при пользовании недрами; отсутствие нарушений условий пользования недрами, указанных в предписаниях Росприроднадзора и (или) уведомлениях Роснедр.
Учитывая, что ООО "СПС" допущены нарушения лицензионных обязательств, срок исполнения которых истек до 2015 года, включая обязательства по завершению разведочных работ и представлению соответствующих материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, обязательства по подготовке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, лицензия КЕМ 01971 ТЭ не подлежала разовой актуализации.
Таким образом, Агентство не имело право актуализировать лицензию КЕМ 01971 ТЭ, так как актуализация указанной лицензии противоречила бы поручению Президента Российской Федерации.
Кроме того, исходя из части 2 статьи 17.1 Закона о недрах при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Таким образом, суды правомерно заключили о том, что оспариваемый Приказ N 65 является законным, соответствует Закону о недрах и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в признании оспариваемого заявителем Приказа N 65 недействительным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по делу N А40-94435/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СПС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что ООО "СПС" допущены нарушения лицензионных обязательств, срок исполнения которых истек до 2015 года, включая обязательства по завершению разведочных работ и представлению соответствующих материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, обязательства по подготовке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, лицензия КЕМ 01971 ТЭ не подлежала разовой актуализации.
Таким образом, Агентство не имело право актуализировать лицензию КЕМ 01971 ТЭ, так как актуализация указанной лицензии противоречила бы поручению Президента Российской Федерации.
Кроме того, исходя из части 2 статьи 17.1 Закона о недрах при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Таким образом, суды правомерно заключили о том, что оспариваемый Приказ N 65 является законным, соответствует Закону о недрах и не нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2020 г. N Ф05-25103/19 по делу N А40-94435/2019