г. Москва |
|
4 марта 2020 г. |
Дело N А40-111969/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 04.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.
судей: Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца АО "ВДНХ": Ивановой А.В. (по доверенности от 19.12.2019);
от ответчика Росимущества: не явился, извещен;
рассмотрев 26.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
на решение от 08.08.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13.11.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению акционерного общества "Выставка достижений народного хозяйства"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным решения об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Выставка достижений народного хозяйства" (далее - АО "ВДНХ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство, Росимущество) об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:13:0060152:64, выраженного в письме от 02.04.2019 N 10/10671, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Агентство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Обосновывая жалобу, Агентство ссылается на то, что судами при вынесении судебных актов не была дана оценка тому, что при отсутствии установленных границ земельного участка невозможно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования АО "ВДНХ" участком, который не сформирован и на который отсутствует регистрация права собственности Российской Федерации.
Представитель Агентства в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен. В материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Агентства. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие данного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Судами установлено, что постановлением Главы Администрации Пушкинского сельсовета Пушкинского района Московской области от 19.12.1995 N 300 для оздоровительного лагеря "Орленок" в постоянное (бессрочное) пользование АО "ВДНХ" передан земельный участок площадью 13,88 га в селе Левково Пушкинского района Московской области.
АО "ВДНХ" выдан Государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 15.01.1996 N МО-13-00-454.
Предоставленный АО "ВДНХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.01.1996 с присвоением кадастрового номера 50:13:0060152:64, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В пределах указанного земельного участка расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 50:13:0060152:833, 50:13:0060152:832, 50:13:0060152:836, 50:13:0060152:830, 50:13:0060152:831, 50:13:0060152:837, 50:13:0060152:838, 50:13:0060152:829, 50:13:0060152:835, 50:13:0060152:834 и сооружение с кадастровым номером 50:13:0060152:840, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.9-2.11 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621, АО "ВДНХ" 22.03.2019 обратилось в Росимущество с заявлением от 19.03.2019 N Исх-1104/02-19 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
В ответ на указанное обращение Росимущество письмом от 02.04.2019 N 10/10671 отказало АО "ВДНХ" в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Отказ мотивирован тем, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0060152:64 не зарегистрировано в ЕГРН, также указано на то, что вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования АО "ВДНХ" может быть рассмотрен только после исполнения Территориальным управлением Росимущества в Московской области поручения Росимущества по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление АО "ВДНХ", суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктом 1 статьи 45, пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается на основании заявления землепользователя об отказе от принадлежащего ему права на земельный участок, и исходили из того, что отсутствие регистрации права собственности не может служить основанием для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В кассационной жалобе Агентство ссылается на то, что в соответствии с статьей 39.2, пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Агентство не может принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в отношении которого не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что не было учтено судами.
Указанный довод кассационной жалобы подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Реализуя право на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, АО "ВДНХ" обратилось в Росимущество, то есть в исполнительный орган государственной власти.
В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 621, основанием для отказа в предоставлении услуги является, в частности, то обстоятельство, что земельный участок не относится к федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации действительно не зарегистрировано в ЕГРП.
Между тем в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в пределах указанного земельного участка расположены нежилые здания, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГРП не может препятствовать пользователю земельным участком в осуществлении безусловного права на отказ от пользования.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А40-111969/19 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 621, основанием для отказа в предоставлении услуги является, в частности, то обстоятельство, что земельный участок не относится к федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации действительно не зарегистрировано в ЕГРП.
Между тем в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2020 г. N Ф05-1398/20 по делу N А40-111969/2019