г. Москва |
|
5 марта 2020 г. |
Дело N А40-96202/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Ассоциации "Центр объединения строителей "Сфера-А" - Власова В.В. (представителя по доверенности от 05.08.2019), Дьячек Т.И. (представителя по доверенности от 17.01.2020),
от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ершовой Н.Н. (представителя по доверенности от 20.12.2019),
рассмотрев 27.02.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение от 08.07.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01.10.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-96202/2019
по заявлению Ассоциации "Центр объединения строителей "Сфера-А"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "Центр объединения строителей "Сфера-А" (далее - ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - служба) от 18.01.2019 N 09-01-07/347-П.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе служба просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, установление обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители ассоциации возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей службы и ассоциации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в период с 17.01.2019 по 18.01.2019 службой в отношении ассоциации была проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт проверки от 18.01.2019 N 09-01-07/347.
По результатам проверки служба выдала ассоциации предписание от 18.01.2019 N 09-01-07/347-П, в пункте 3 которого указала в срок до 18.03.2019 устранить нарушения части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), части 1 статьи 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), выразившиеся в том, что ассоциацией не размещены в полном объеме средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальных банковских счетах в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970. Как отметила служба, исходя из сведений, содержащихся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций на официальном сайте Ассоциации "Национальное объединение строителей", в соответствии с порядком формирования компенсационного фонда возмещения вреда, с учетом требований частей 10, 12 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, размер компенсационного фонда возмещения вреда ассоциации по состоянию на 10.10.2018 должен составлять 815 064 090,17 рублей. Однако на специальном банковском счете, открытом в АО "Альфа-Банк" для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, на 01.10.2018 остаток составляет 270 034 370,38 рублей.
Не согласившись со службой, ассоциация оспорила данное предписание в части пункта 3 в судебном порядке.
Из положений части 1 статьи 55.16.1 Градостроительного кодекса и части 2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ следует, что саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление ассоциации, суд первой инстанции, и оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд, пришли к выводу о том, что предписание службы в оспариваемой части является незаконным и нарушает права и законные интересы ассоциации, поскольку установили, что значительная часть средств ассоциации размещена в ООО "Внешпромбанк", признанном банкротом, при этом признали, что ассоциацией сформирован компенсационный фонд в размере, предусмотренном положениями статьи 55.16 Градостроительного кодекса для саморегулируемых организаций, и средства размещены в установленном порядке согласно статье 55.16-1 Градостроительного кодекса на специальных счетах в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и тем самым подтверждена возможность практической реализации обеспечения имущественной ответственности членов в случае причинения ими вреда или ущерба третьим лицам.
При этом суды исходили из того, что общий размер денежных средств, полученных ассоциацией от своих членов в качестве взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) с момента внесения ассоциации в реестр саморегулируемых организаций до настоящего времени, составляет 1 004 447 578,55 рублей (включая доходы от размещения денежных средств и за вычетом возвращенных денежных средств на основании изменения законодательства), 524 020 328,75 рублей из которых находятся в банке, признанном банкротом. Остальные денежные средства полностью размещены в компенсационном фонде возмещения вреда и компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств.
Суды признали доказанным факт формирования и размещения ассоциацией на специальном счете в АО "Альфа-Банк" компенсационного фонда возмещения вреда в размере 270 034 370,38 рублей и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в размерах не менее, чем определенных статьей 55.16 Градостроительного кодекса, частью 9 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ; при этом минимальный размер компенсационного фонда возмещения вреда ассоциации в соответствии с частью 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в данном случае составляет 220 200 000 рублей. При этом суды установили, что совокупно необходимый размер компенсационного фонда ассоциации неправомерно завышен службой на 28 100 000 рублей.
В связи с этим суды заключили, что факт неразмещения на специальных счетах каких-либо денежных средств со стороны ассоциации отсутствует.
Суды также исходили, что в силу статьи 55.16 Градостроительного кодекса единственным источником формирования и восполнения компенсационных фондов являются взносы членов саморегулируемой организации. Какие-либо иные способы формирования и восполнения компенсационных фондов законодательством не предусмотрены. Однако члены ассоциации не имеют каких-либо обязательств перед ней по внесению дополнительных взносов в компенсационные фонды при условии их соответствия размерам, установленным законодательством. Действующим законодательством не предусмотрено внесение взносов действующими членами СРО за членов, утративших членство в СРО, а также требований о восстановлении средств компенсационного фонда до размера, сформированного с момента создания СРО, включая проценты по депозитам и взносы выбывших членов. Поэтому требование к членам ассоциации о внесении дополнительных платежей неисполнимо.
В связи с этим, приняв во внимание, что у конкурсного управляющего ООО "Внешпромбанк" отсутствуют правовые основания осуществить перечисление указанных средств на специальные счета организации вне очереди или порядка процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", как того требует служба, суды признали, что требования службы, вытекающие из пункта 3 оспариваемого предписания, фактически не исполнимы.
Вопреки мнению управления, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны обстоятельствах, установленных по результатам оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, и применении норм Градостроительного кодекса, Закона N 191-ФЗ с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы службы, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А40-96202/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также исходили, что в силу статьи 55.16 Градостроительного кодекса единственным источником формирования и восполнения компенсационных фондов являются взносы членов саморегулируемой организации. Какие-либо иные способы формирования и восполнения компенсационных фондов законодательством не предусмотрены. Однако члены ассоциации не имеют каких-либо обязательств перед ней по внесению дополнительных взносов в компенсационные фонды при условии их соответствия размерам, установленным законодательством. Действующим законодательством не предусмотрено внесение взносов действующими членами СРО за членов, утративших членство в СРО, а также требований о восстановлении средств компенсационного фонда до размера, сформированного с момента создания СРО, включая проценты по депозитам и взносы выбывших членов. Поэтому требование к членам ассоциации о внесении дополнительных платежей неисполнимо.
В связи с этим, приняв во внимание, что у конкурсного управляющего ООО "Внешпромбанк" отсутствуют правовые основания осуществить перечисление указанных средств на специальные счета организации вне очереди или порядка процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", как того требует служба, суды признали, что требования службы, вытекающие из пункта 3 оспариваемого предписания, фактически не исполнимы.
Вопреки мнению управления, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны обстоятельствах, установленных по результатам оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, и применении норм Градостроительного кодекса, Закона N 191-ФЗ с учетом таких обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2020 г. N Ф05-23783/19 по делу N А40-96202/2019