• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2020 г. N Ф05-956/20 по делу N А40-109163/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"По состоянию на 9 октября 2018 г. обязательства по контракту не были выполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан. Просрочка составляет 293 дня за период с 21 декабря 2017 г. по 9 октября 2018 г. Согласно п. 18.3 контракта, в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту складывается из следующих показателей: (цена контракта - стоимость фактически выполненных работ) x 1 / 300 x размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени x количество дней просрочки, что составляет: ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 17 декабря 2017 г. - 8,25%; ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 11 февраля 2018 г. - 7,75%; ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 25 марта 2018 г. - 7,5%; ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 16 сентября 2018 г. - 7,25%; ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 9 октября 2018 г. - 7,5%). Таким образом, общая сумма неустойки составляет 106.662.664,92 руб., которую просил взыскать истец с ответчика, обратившись с данным иском в арбитражный суд.

Однако, в удовлетворении заявленного иска было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой на предмет их отмены и передачи дела на новое рассмотрение. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой и апелляционной инстанций полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал правильную юридическую оценку, и сделал обоснованный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Так, в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемых об отказе в заявленном иске. В данном случае следует указать на то, что истцом нарушены были обязательства по своевременному и полному финансированию работ, что не позволило организовать работы с надлежащим темпом, а также неоднократно изменялись объемы (в сторону уменьшения) и сроки финансирования строительства. Всего от заказчика получено авансирование в сумме 381,610 млн. руб. (24,7%), в том числе в феврале 2017 г. 100 млн. руб., в декабре 2017 г. 181,61 млн. руб. в апреле 2019 года - 100,0 млн. руб., хотя пунктом 4.10. контракта предусмотрено авансирование в размере 50%. Как установлено первоначальной редакцией контракта, подписание итогового акта - 20.12.2017 года при цене государственного контракта 1.543.101 556 руб. (пункт 3.1. контракта), а аванс по состоянию на июнь 2017 года составил 381,61 млн. рублей, что менее 50% от цены контракта. В данном случае, учитывая то обстоятельство, что подрядчик (ответчик) не имел возможности обеспечить выполнение работ за счет каких-либо иных средств, кроме поступающих на отдельный счет, открытый во исполнение рассматриваемого контракта (требования Федерального закона "О государственном оборонном заказе"), то суд в обжалуемых актах, по мнению коллегии, правомерно посчитал, что требования истца об окончании работ в установленные первоначальной редакцией контракта не обоснованы и неисполнимы. Кроме того, на строительной площадке объекта находился грунт, загрязненный бензопиреном, в связи с чем требовалась выемка указанного грунта и его утилизация. Однако данный вопрос не был решен истцом, что также признается им самим как ошибкой в сметной документации (письмо исх. N ФКП/ТУ/ОССО/963 от 06.02.2019). Ответчик обращался к истцу с просьбой решить вопрос с утилизацией загрязненного грунта, однако последним данный вопрос был разрешен только в 2019 году( письма исх. N 44/45-668 от 10.04.2019, N44/45-1912 от 12.11.2018, NФКП/ОССОТ/299 от 05.04.2019, исх. N44/45-83 от 23.01.2019). Строительная площадка также не была передана в объеме, достаточном для строительства. Часть трассы ВОЛС/КЛЭС были запроектированы по лесопарковым зонам, хотя оформление лесных участков возможно после изменения границ лесопарковых зон. Проект планировки территории и проект межевания были подготовлены АО "31 ГПИСС" (проектировщиком данного объекта) по отдельному контракту с истцом, пакет документов направлен АО "31 ГПИСС" в адрес ФКП "УЗКС" МО РФ в 2018 году и повторно в феврале 2019 года. Договоры пользования земельными участками по состоянию на февраль 2019 г. истцом не были заключены. Проект планировки территории и проект межевания в адрес ответчика не предоставлялись. Кроме того, как правильно было установлено судом первой инстанции, дополнительным соглашением N7 к контракту был изменен срок исполнения обязательств - 31 декабря 2020 года, в связи с чем как просрочка исполнения контракта со стороны ответчика отсутствует, так и отсутствуют законные основания для начисления пени, хотя об обратном и было необоснованно указано в жалобе заявителем по делу.

При таких обстоятельствах, суд в обжалуемых актах, руководствуясь положениями ст. ст.431,401,405,406,421 ГК РФ, правомерно отказал истцу в заявленном иске, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2020 г. N Ф05-956/20 по делу N А40-109163/2019