12 марта 2020 г. |
Дело N А40-58709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной
судей Д.И. Дзюбы, А.И. Стрельникова
при участии в заседании:
от истца - Исаева ММ, дов. от 10.01.2020,
от ответчика - Сундикова АМ, дов. от 01.11.2019,
от третьих лиц -
рассмотрев 04 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 02 июля 2019 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 17 октября 2019 года,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "АСКЕТ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Государственное казенное учреждение "Дирекция заказчика
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО города
Москвы", Префектура ЮЗАО города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Аскет" (далее - истец, ООО Фирма "Аскет") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о взыскании 890 198, 79 руб. долга по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию помещений за период июль-декабрь 2018 года, 35 189, 39 руб. пени за период с 11.08.2018 по 28.02.2019.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют Государственное казенное учреждение "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮЗАО города Москвы", Префектура ЮЗАО города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10..2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик указывает, что Департамент городского имущества является ненадлежащим ответчиком по иску, что истцом не представлена смета расходов за спорный период, что истцом не представлено доказательств оказания услуг в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Панферова, д. 4.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения и постановления.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО Фирма "Аскет" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Москва, Панферова, дом 4, ул. Профсоюзная, дом 25 корп. 1, ул. Новочеремушкинская, дом 55 корп. 2.
Судами установлено, что ответчику на праве собственности принадлежат нераспределенные нежилые помещения, а также машиноместа в указанных многоквартирных домах.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта оказания истцом коммунальных услуг и услуг по содержанию в спорный период, правильности расчета истца, а также отсутствия доказательств оплаты со стороны ответчика.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Довод о том, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Панферова, д. 4, не представлены основания оказания услуг по управлению многоквартирным домом, правильно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчиком не представлено доказательств смены управляющей компании по указанному адресу, факт оказания услуг подтвержден документально.
Довод о том, что Департамент городского имущества города Москвы не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, правильно отклонен судами первой и апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Следовательно, Департамент осуществляет имущественные права от имени города Москвы в силу своей компетенции.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).
В силу части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу пункта 6.5 Положения Департамент городского имущества выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Пунктом 6.10 Положения установлено, что Департамент городского имущества осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
Поскольку Департамент своими действиями в силу предоставленных полномочий приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности от имени субъекта Российской Федерации - города Москвы, то возмещение затрат на содержание не распределенного и закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом за счет бюджетных средств.
Ответчик исполняет гражданско-правовые обязательства через органы Федерального казначейства, которые осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.
Ссылка ответчика на постановление Правительства Москвы от 15.06.2012 N 272-ПП, постановление Правительства Москвы от 22.04.2014 N 205-ПП несостоятельна, поскольку, несмотря на определение префектур главными распорядителями бюджетных средств города, направленных на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных помещений города Москвы, постановления не предоставляют префектурам административных округов города Москвы полномочий по защите интересов собственника - города Москвы в судах, такое полномочие предоставлено Департаменту городского имущества города Москвы. Кроме того, материалы дела не содержат и доказательства выделения денежных средств на содержание данного помещения префектуре в спорные периоды.
Доводы кассационной жалобы сомнений в правильности судебных актов судов не вызывают и их отмену не влекут.
Выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которым судами дана надлежащая оценка в их совокупности, и соответствуют закону.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судами не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июля 2019 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по делу N А40-58709/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
...
Ссылка ответчика на постановление Правительства Москвы от 15.06.2012 N 272-ПП, постановление Правительства Москвы от 22.04.2014 N 205-ПП несостоятельна, поскольку, несмотря на определение префектур главными распорядителями бюджетных средств города, направленных на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных помещений города Москвы, постановления не предоставляют префектурам административных округов города Москвы полномочий по защите интересов собственника - города Москвы в судах, такое полномочие предоставлено Департаменту городского имущества города Москвы. Кроме того, материалы дела не содержат и доказательства выделения денежных средств на содержание данного помещения префектуре в спорные периоды."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2020 г. N Ф05-24680/19 по делу N А40-58709/2019