город Москва |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А40-26461/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Агеева Е.В. по дов. от 20.02.2019;
от ответчика: Степанов М.В. по дов. от 20.01.2020; Павлова И.Н. по дов. от 23.09.2019; Ликатурнов Л.Е. по дов. от 31.05.2019;
рассмотрев 10 марта 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве
на решение от 12 июля 2018 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 25 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению АО "Регион-Инвест"
к ИФНС России N 10 по г. Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Регион-инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве N 30739 от 15.08.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 12 июля 2018 года требование общества удовлетворено частично: решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 314 960,00 руб. и соответствующей суммы штрафа.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года, решение Арбитражного суда города Москвы изменено в части. Признано недействительным, как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, принятое в отношении Закрытого акционерного общества "Регион-инвест", Инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве, Решение N 30739 от 15.08.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество организаций в размере 314 960,00 р. и штрафа в размере 130 718,40 р.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением судов, ИФНС России N 10 по г. Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты.
В судебном заседании кассационного суда представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика поддержал принятые судебные акты суда первой и апелляционной инстанций. Письменный отзыв представлен и приобщен в материалы дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из фактических обстоятельств по делу, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001071:2904, расположенного по адресу: ул. Большая Бронная, д. 23, стр. 1, г. Москва.
Инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации (корректировка 1) по налогу на имущество организаций за 2016 год, по итогам проверки составлен Акт N 14-04/67792 от 15.06.2017, по результатам рассмотрения акта, материалов проверки и возражений налогоплательщика было принято спорное Решение N 30739 от 15.08.2017 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен налог на имущество за 2016 год в размере 653 592,00 р. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 130 718,00 р.
Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в административном порядке в вышестоящий налоговый орган, Решением УФНС России по г. Москве N 21-19/226517@ от 26.12.2017, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования в части.
Так, из материалов дела, исследованного судом усматривается, что инспекцией в ходе проверки сведений, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в рамках ст. 85 НК РФ установлено, что налогоплательщику на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (нежилое помещение), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Бронная, д. 23, стр. 1, общей площадью 831 кв. м с кадастровым номером объекта 77:01:0001071:2904. Доля собственности - 100%, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 входит в здание (кадастровый номер 77:01:0001071:1065), расположенное по адресу: ул. Большая Бронная, д. 23, стр. 1, г. Москва.
Постановлением Правительства города Москвы N 786-ПП от 26.11.2015 "О определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (кратко - Постановление N 786-ПП от 26.11.2015) адрес: ул. Большая Бронная, д. 23, стр. 1, г. Москва, включен в перечень объектов, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. За зданием закреплен кадастровый номер 77:01:0001071:1065 (номер 3173 в Приложении N 1 к указанному Постановлению).
В силу примечания к Приложению N 1 к Постановлению N 786-ПП от 26.11.2015, помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции в данной части пришли к правомерному выводу, что помещение с кадастровым номером 77:01:0001071:2904, находящееся в здании с кадастровым номером 77:01:0001071:1065, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества г. Москвы, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, на основании Постановления N 786-ПП от 26.11.2015, подлежит налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как его кадастровая стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Порядок определения кадастровой стоимости регулируется нормами Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в РФ".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного закона.
Действующим законодательством предусмотрена возможность изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости после проведения государственной кадастровой оценки. В частности, кадастровая стоимость может быть оспорена в судебном порядке или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998.
Пунктом 15 ст. 378.2 НК РФ, а также ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, согласно абзацу второму ч. 15 статьи 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Суды установили, что согласно сведениям ЕГРН, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 и принадлежащего заявителю на праве собственности, по состоянию 01.01.2016 составляет 218 427 761, 97 р., основанием увеличения стоимости, согласно сведениям ЕГРН является решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре N 51-2337/2016 от 29.03.2016.
Суды указали, что из содержания решения от 29.03.2016 N 51-2337/2016 следует, что на заседании, проведенном 29.03.2016, рассмотрено заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, поданное на основании недостоверности сведений об объектах недвижимости (в том числе в отношении объекта с кадастровым номером 77:01:0001071:2904), использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере 17 322 519,17 р. по состоянию на 01.01.2014, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы N 688-ПП от 21.11.2014.
Указанное заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы поступило в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 09.03.2016.
На основании указанного решения комиссии, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 на 01.01.2014 установлена в размере 218 427 761,97 р. и подлежит применению с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Вместе с тем, ч. 15 ст. 378.2 НК РФ определен момент, с которого учитывается кадастровая стоимость при определении налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении N 2671-О от 20.12.2016, п. 15 ст. 378.2 НК РФ по отношению к ст. 5 НК РФ устанавливает специальное правовое регулирование, которое с учетом принципов экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости направлено на применение для целей налогообложения достоверных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а, следовательно, оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано 09.03.2016, то в силу вышеуказанной нормы, дата применения кадастровой стоимости, определенной по решению комиссии, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций является 01.01.2016.
При этом, Постановлением Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 внесены изменения в Постановление Правительства Москвы N 688-ПП от 21.11.2014 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", а именно: в Таблицу 3.57, запись 131363 - кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 составляет 218 427 761,97 р. (Таблица 3.57 Приложения указанного Постановления).
Указанное Постановление Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 принято во исполнение п. 3 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 114 от 18.03.2011, при этом сведения о кадастровой стоимости по решению комиссии внесены в ЕГРН 08.07.2016, в то время как Постановление Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 принято 26.12.2016.
Суды пришли к правомерному выводу, что факт изменения кадастровой стоимости именно на основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.03.2016 N 51-2337 подтверждается Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 20.07.2017 N 51-14143, принятого по результатам рассмотрения заявления, поступившего в комиссию 04.07.2107 от представителя по доверенности от общества, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001071:2904, которым установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 218 427 758,40 р. по состоянию на 01.01.2014, на основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-2337/2016 от 29.03.2016.
Суды указали, что следует учитывать, что в Постановление Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены не сами по себе, а в результате многоступечатой процедуры определения размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, что согласно п. 3 Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, данное Постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января 2016 года.
Доводы Заявителя о том, что положения Постановления Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 должны применяться не с момента официального опубликования данного Постановления, а с учетом положений ст. 5 НК РФ правомерно отклонены судами ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 (в ред. от 15.02.2017) "О правовых актах города Москвы", указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом указе Мэра Москвы или постановлении Правительства Москвы, из положений п. 2 Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, следует, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Данное Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 26.12.2016, а, соответственно, датой вступления в силу Постановления Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 следует считать 26.12.2016.
Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
Таким образом, в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений п. 15 ст. 378.2 НК РФ.
Изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 не связано с принятием Постановления Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016, а связано с принятием решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.03.2016 N 51-2337/2016.
Суды пришли к правильному выводу, что исходя из вышеизложенного, довод Заявителя о том, что поскольку Постановление N 937-ПП принято 26.12.2016, правовые последствия, которые оно порождает для налогоплательщиков, начинают действовать по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, а значит с 26.01.2017 и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (не ранее 01.01.2017), то есть измененная кадастровая стоимость в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 применяется для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не ранее 01.01.2017, является необоснованным, в самом Постановлении N 937-ПП прямо указано, что действие названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-2337/2016 от 29.03.2016 также действует и не признано недействительным.
Суды верно установили, что в настоящем случае, учитывая, что принятие Постановления Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 явилось итогом долгосрочной и многоступенчатой процедуры определения верной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (а значит и реальных обязательств налогоплательщика), начатой еще 09.03.2016 (то есть в 1 квартал 2016 года), на стадиях которой налогоплательщик мог реализовать свое право на несогласие результатами изменения кадастровой стоимости, то применение налоговым органом указанного нормативного акта Правительства города Москвы при вынесении спорного решения обоснованно.
Суды правомерно учли конкретные фактические обстоятельства настоящего спора, заключающиеся в следующем.
Как установлено судами, вступившим в законную силу Решением Московского городского суда от 28.11.2017 по делу N 3А-1779/2017 установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001071:2904 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 138 840 000,00 р., во втором абзаце резолютивной части решения указано, что данная стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно, суды правомерно пришли к выводу, что учитывая что инспекции в спорном решении налоговое обязательство определено на основании кадастровой стоимости превышающей (218 427 758,40), ту что установлена судом (138 840 000,00 р.), решение в соответствующей части начисления недоимки (138 840 000,00 р. x 1,3) подлежит признанию недействительным в части 314 960,00 р. и соответствующей суммы штрафа.
Изменяя судебный акт первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на обстоятельство того, что суд первой инстанции признавая незаконным решение налогового органа в части соответствующих сумм налога и штрафа не учел, что в данном случае основания для привлечения общества к налоговой ответственности за частичную неуплату налога отсутствовали, так как общество добросовестно исчислило и уплатило налог на основании сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости принадлежащего ему помещения, которыми оно располагало на начало спорного налогового периода, в связи с чем на него не могут быть возложены неблагоприятные последствия в виде уплаты штрафа связанные с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, налог в заявленном размере ни при подаче налоговой декларации, ни при подаче уточнений к налоговой декларации налогоплательщиком не уплачен, при этом судом установлено, что налогоплательщик не оспаривал, что им не оплачен налог по уточненной декларации, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для освобождения от штрафа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных обстоятельствах постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2018 года - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года по делу N А40-26461/2018 отменить, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2018 года по делу N А40-26461/2018 оставить в силе, в остальной части кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно установили, что в настоящем случае, учитывая, что принятие Постановления Правительства Москвы N 937-ПП от 26.12.2016 явилось итогом долгосрочной и многоступенчатой процедуры определения верной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (а значит и реальных обязательств налогоплательщика), начатой еще 09.03.2016 (то есть в 1 квартал 2016 года), на стадиях которой налогоплательщик мог реализовать свое право на несогласие результатами изменения кадастровой стоимости, то применение налоговым органом указанного нормативного акта Правительства города Москвы при вынесении спорного решения обоснованно.
...
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных обстоятельствах постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2018 года - оставлению в силе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2020 г. N Ф05-1904/20 по делу N А40-26461/2018