город Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А41-73891/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ермоленко М.Б., доверенность от 01.10.2019;
от заинтересованного лица: Малышева Е.С., доверенность от 25.12.2019;
от третьих лиц: от Рослесхоза: Калмыченко Е.С., доверенность от 16.09.2019; от Администрации Рузского городского округа Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 12 марта 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы
Комитета лесного хозяйства Московской области и Рослесхоза
на решение от 12 ноября 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 26 декабря 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-73891/19
по заявлению ООО "Дорекс"
об оспаривании решения
к Комитету лесного хозяйства Московской области,
третьи лица: Рослесхоз, Администрация Рузского городского округа Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дорекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) со следующими требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
- признать незаконным решение Комитета об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), выразившееся в решении об отказе в предоставлении государственной услуги от 09.08.2019;
- обязать Комитет привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:239, площадью 31,1 га, расположение: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Старорузское, вблизи д. Глухово, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050452:239 в части наложения границ указанного земельного участка с границами земель лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рослесхоз, Администрация Рузского городского округа Московской области (далее - Администрация), Управление Росреестра по Московской области и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и Рослесхоз обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - Администрация Рузского городского округа Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Рослесхоза поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Дорекс" является недропользователем, на основании лицензии на право пользование недрами выданной Министерством экологии и природопользования Московской области N МСК 80217 вид ТР, зарегистрированной 11.11.2016 за N 275/МСК80217ТР на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород на участке "Глухово", площадью 31,1 га, расположенном в 3,9 км северо-восточнее д. Глухово в Рузском муниципальном районе Московской области (далее - лицензия).
Как следует из условий пользования недрами по состоянию на 01.07.2016 участок недр, площадью 31,1 га, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:239, местоположение земельного участка: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Старорузское, вблизи д. Глухово, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства предприятия по добыче, хранению, переработке и реализации нерудных полезных ископаемых (далее - спорный участок).
Как установлено подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в том числе, в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) устанавливает право недропользователя, то есть лица обладающего лицензией, на получение земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности и необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, после получения лицензии, в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Условиями пользования недрами обществу предписано, что недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в целях недропользования. До оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, обществу запрещается проведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче на участке недр.
Общество, как единственное лицо, имеющее право на получение спорного участка в аренду, во исполнение условий пользования недрами и для реализации своего права, обратилось в Администрацию с заявлением от 26.04.2017 N М503-1624585234-6086848 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:239 в аренду без проведения торгов.
Письмом от 27.06.2017 исх. N 1228 Администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду в связи с наложением спорного земельного участка в 100% на земли лесного фонда.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области письмом от 08.11.2018 N 30ИСХ-27250/т-20 для исключения спорного земельного участка из земель гослесфонда рекомендовало обществу обратиться в Комитет.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050452:239, место расположения: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Старорузское, вблизи д. Глухово, относится к категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет статус ранее учтенный, дата постановки на кадастровый учет 28.12.2013.
В целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории общество обратилось в Комитет с заявлением от 13.11.2018 N 13/11/2018.
Согласно ответу Комитета от 12.12.2018 N ИСХ-26523/19 обществу сообщено, что в соответствии с протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 26.11.2018 N 26ПС-915 принято решение направить материалы по спорному земельному участку в Рослесхоз для принятия окончательного решения.
Общество повторно 06.03.2019 обратилось в Комитет с заявлением N Р001-1624585234-22000975 в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров.
Обществу 11.03.2019 отказано в предоставлении государственной услуги. Основанием для отказа послужило отнесение земельного участка к категории земель промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, право на которые зарегистрировано, со ссылкой на часть 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ). Основанием для отказа послужило также отсутствие информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на спорном земельном участке, отсутствие информации о наличии сведений о возникновении прав на земельный участок до 01.01.2016, а также отсутствие сканированного оригинала паспорта генерального директора общества.
Общество повторно обратилось в Комитет с заявлением от 16.07.2019 N Р001-1624585234-26292639 о предоставлении государственной услуги в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров.
При этом, обществом к заявлению приложены: договор аренды земельного участка от 27.01.2014 N 2 за регистрационным номером 50-50-20/005/2014-400, заключенный между Администрацией и ООО "Экспосбыт"; соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2014 N 2, заключенный между ООО "Экспосбыт" и Извековым С.В. от 25.03.2015 номер регистрации 50-50/01950/019/003/2015-278/1; соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2014 N 2, заключенное между Извековым С.В. и Наумовым А.Е. 17.06.2015 номер регистрации 50-50/001-05/062/002/2015-8696/1; соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.01.2014 N 2, заключенное между Наумовым А.Е и обществом от 25.08.2016 номер регистрации 50-50/01950/019/008/2016-5479/1; скан паспорта генерального директора общества, выполненного с оригинала.
Между тем, обществу 09.08.2019 повторно отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
При этом, Комитетом повторно направлена информация о принятом решении в Рослесхоз для принятия решения о защите имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.
Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применили и истолковали нормы материального права и на их основании сделали обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что 11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон N 172-ФЗ и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона N 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
При этом, частью 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрены исключения, а именно: положения части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются на земельные участки:
расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Между тем, законодатель предусмотрел, что положения пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ применяются в отношении земельных участков, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ).
Судами установлено, что Комитетом 12.12.2019 направлена в Рослесхоз информация об имеющихся противоречиях в государственных реестрах и наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050452:239, то есть на момент повторного обращения в Комитет 06.03.2019, а тем более на момент повторного обращения от 16.07.2019, более чем на протяжении трех месяцев, как Комитет, так и Рослесхоз обладали указанной информацией.
Таким образом, в силу прямого указания закона, если земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относится к иной категории, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Администрации от 26.12.2013 N 3974 земельный участок, площадью 311.278 кв.м, Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Старорузское, вблизи д. Глухово, отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
Кроме того, согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 26.11.2018 N 26СП-915 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050452:239 признан соответствующим требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона N 280-ФЗ, участок должен быть отнесен к категории земель отличным от категории "земли лесного фонда" в силу закона.
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды) (часть 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ).
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации возложено на Комитет лесного хозяйства Московской области в силу указаний статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что Комитет обязан был при получении повторного обращения общества об устранении противоречий в сведениях государственных реестров вынести положительное решение о предоставлении государственной услуги.
Судами установлено, что на момент принятия решения судом первой инстанции общество не имело возможность получить указанный спорный земельный участок в аренду в силу указаний подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации до момента приведения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, что нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 года по делу N А41-73891/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды) (часть 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ).
Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации возложено на Комитет лесного хозяйства Московской области в силу указаний статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Судами установлено, что на момент принятия решения судом первой инстанции общество не имело возможность получить указанный спорный земельный участок в аренду в силу указаний подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации до момента приведения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, что нарушает права заявителя."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2020 г. N Ф05-2355/20 по делу N А41-73891/2019