город Москва |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А41-69413/19 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - Смоленской таможни на решение от 27 сентября 2019 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 26 ноября 2019 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятые в порядке упрощенного производства по делу N А41-69413/19
по заявлению ООО "ДАЛК"
об оспаривании постановления
к Смоленской таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДАЛК" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 16.07.2019 N 10113000-1315/2019.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Смоленская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13.06.2019 обществом в таможенный орган в электронном виде подана декларация на товары N 10113110/130619/0083860 (далее - ДТ).
При проведении документального контроля таможенным органом выявлено, что расходы на транспортировку товаров изначально распределены между товарами различных наименований не пропорционально их весу брутто.
При этом таможенный орган указал, что вес брутто всей партии товаров 18.819 кг, вес брутто товара N 2 равен 1.626 кг, а расходы, связанные с транспортировкой всей товарной партии, составили 109.890,75 руб. (счет на оплату от 10.06.2019 N 10/300), то сумма транспортных расходов товара N 2 (графа 17 ДТС-1), подлежащая включению в таможенную стоимость при пропорциональном распределении, должна была составить 9.494,79 руб., что на 707,42 руб. больше, чем заявлено в ДТ; таможенная стоимость товара N 2, сведения о которой подлежат указанию в графе 45 ДТ, а также в графе 25 ДТС-1, с учетом пропорционально распределенной величины транспортных расходов - 9.494,79 руб., должна была составить - 517.010,06 руб., что на 707,42 руб. больше, чем заявлено в ДТ; исходя из таможенной стоимости товара N 2 в размере 517.010,06 руб., таможенные платежи по данному товару (сумма таможенных пошлин и налогов) должны составить - 134.422,61 руб., из них: ввозная таможенная пошлина - 5.850,50 руб., НДС - 108.572,11 руб., что на 183,93 руб. больше, чем заявлено в ДТ.
С учетом вышеизложенного, по мнению таможенного органа, таможенные платежи по товару N 2, заявленному в ДТ N 10113110/130619/0083860, могли быть занижены на 183,93 руб., следовательно, заявление декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 2 могло послужить основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 183,93 руб.
Указанные выше обстоятельства явились поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и 28.09.2019 таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10113000-1315/2019 на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
16.07.2019 по данному административному делу вынесено постановление N 10113000-1315/2019 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 183,93 руб. без дополнительного наказания.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений частей 4, 6 - 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из нижеследующего.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС, помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств членов.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно пункту 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.
При этом в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно пункту 4 статьи 82 ТК ЕАЭС, от имени декларанта, перевозчика, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, иного заинтересованного лица таможенные операции могут совершаться таможенным представителем либо иным лицом, действующим по поручению этих лиц.
Таможенным представителем признается юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (подпункт 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС). Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (пункт 1 статьи 401 ТК ЕАЭС).
При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу статьи 404 ТК ЕАЭС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Исходя из положений пунктов 2, 3 и пункта 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствием с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Кроме того, обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
За несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов (статья 400 ТК ЕАЭС).
Таким образом, устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК ЕАЭС закрепляет, что действия по таможенному декларированию совершает таможенный представитель, в связи с чем именно он несет все обязанности, связанные с таможенным декларированием товаров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В Российской Федерации исполнение декларантом (таможенным представителем) обязанности по декларированию товаров обеспечивается административной ответственностью, установленной статьей 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в пункте 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации сведений о декларируемых товаров, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
В данном случае обществу вменяется заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, которые могли послужить основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 183,93 руб.
Довод жалобы о том, что расходы на транспортировку товаров изначально распределены между товарами различных наименований не пропорционально их весу брутто, обоснованно отклонен судами на основании следующего.
Как указывалось ранее, 13.06.2019 обществом в таможенный орган в электронном виде подана декларация на товары N 10113110/130619/0083860.
Между тем, из представленной в материалы дела ДТС-1 следует, что таможенная стоимость по товару N 1 составила 1.535.261,33 руб. вместо 1.534.553,91 руб., транспортные расходы по товару N 1 составили 101.103,38 руб. вместо 100.395,96 руб., а таможенная стоимость по товару N 2 составила 516.302,64 руб. вместо 517.010,06 руб., транспортные расходы по товару N 2 составили 8.787,37 руб. вместо 9.494,79 руб., при этом общая таможенная стоимость ввезенных по рассматриваемой ДТ (графы 12, 22) составила 2.051.563,97 руб., общая стоимость транспортных расходов - 109.890,75 руб.
Суды отметили, что указанное заявителем и таможенным органом не оспаривалось.
Таким образом, вносимые изменения в части пропорционального распределения транспортных расходов по весу брутто товаров не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей и пошлин, таможенным органом не оспаривается, напротив, в оспариваемом заявителем постановлении указано, что сумма расходов, связанная с транспортировкой всей товарной партии, составляет 109.890,75 руб., что подтверждается счетом на оплату от 10.06.2019 N 10/300, указанным в ДТ N 10113110/130619/0083860.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таможенный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что допущенная обществом ошибка в части пропорционального распределения транспортных расходов по весу брутто товаров является недостоверными сведениями о таможенной стоимости товара, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы таможенного органа с учетом установленных судами фактических обстоятельств выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2019 года по делу N А41-69413/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в пункте 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации сведений о декларируемых товаров, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
...
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таможенный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что допущенная обществом ошибка в части пропорционального распределения транспортных расходов по весу брутто товаров является недостоверными сведениями о таможенной стоимости товара, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2020 г. N Ф05-2031/20 по делу N А41-69413/2019