• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2020 г. N Ф05-2485/20 по делу N А40-64397/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России" (в связи со сменой наименования - ФГУП "ГВСУ N 14") (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 26 апреля 2016 г. N 1616187375422090942000000 на выполнение полного комплекса работ по строительству блочно-модульной казармы и сантехнических блочно-модульных кабин объекта: "Строительство быстровозводимого городка из блочно-модульных контейнеров на территории военного городка N 35 (242 учебного центра)", г. Омск, п. Светлый" (шифр объекта Ц-42/16-5). Цена контракта составляет 44.146.484 руб. (пункт 3.1 контракта). Согласно пункту 2.1 контракта, генподрядчик выполняет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта. Пунктом 5.2 контракта были установлены сроки выполнения работ: 1) инженерные изыскания, обмеры, обследования - 12 мая 2016 г.; 2) разработка проектной документации, градостроительной документации - 20 мая 2016 г.; 3) получение положительного заключения государственной экспертизы Минобороны России - 1 июля 2016 г.; 4) разработка рабочей документации - 15 июля 2016 г.; 5) выполнение строительно-монтажных работ - 8 августа 2016 г.; 6) подписание итогового акта приемки выполненных работ -29 августа 2016 г. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в установленные сроки работы по контракту генподрядчиком не были выполнены и государственному заказчику не сданы: просрочка исполнения обязательств по этапу работ (инженерные изыскания, обмеры, обследования) с 13 мая 2016 г. по 20 мая 2016 г. составляет 8 дней; просрочка исполнения обязательств по этапу работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 21 мая 2016 г. по 1 июля 2016 г. составляет 42 дня; просрочка исполнения обязательств по этапу работ (получение положительного заключения государственной экспертизы Минобороны России) со 2 июля 2016 г. по 15 июля 2016 г. составляет 14 дней; просрочка исполнения обязательств по этапу работ (разработка рабочей документации) с 16 июля 2016 г. по 8 августа 2016 г. составляет 24 дня; просрочка исполнения обязательств по этапу работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 9 августа 2016 г. по 29 августа 2016 г. составляет 21 день. Согласно пункту 18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в виде сумм, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, передача генподрядчиком свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. 24 апреля 2017 г. стороны пришли к соглашению о расторжении контракта. Просрочка составляет 238 дней за период с 30 августа 2016 г. по 24 апреля 2017 г. Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту складывается из следующих показателей: (цена контракта - стоимость фактически выполненных работ) x размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации x количество дней просрочки. Поскольку претензия истца о выплате неустойки в размере 5.214.067,65 руб. была оставлена ответчиком без удовлетворения, то истец обратился в суд с настоящим иском, который был удовлетворен лишь частично - в сумме 318.596,17 руб.,- а в остальной части иска было отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу на предмет их отмены в части отказа в иске и принятие решения о полном удовлетворении заявленного иска. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Так, истец в силу закона не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта, так своевременность подписания данного документа от последнего не зависит, тем более что подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 контракта. Кроме того, начисление неустойки за нарушение срока по получению положительного заключения государственной экспертизы противоречит существу обязательства и неправомерно ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса РФ, ибо только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу, а вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика. При этом следует заметить и тот факт, что доверенность на передачу документации в государственную экспертизу, а также на получение документации из государственной экспертизы истцом ответчику не выдавалась.

Кроме того, как видно из материалов дела, истец начисляет неустойку за просрочку выполнения различных видов работ, при этом расчеты по всем видам работ производит исходя из общей цены контракта. Между тем, суд в обжалуемых актах, по мнению коллегии, обоснованно указал на то, что начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения обязательств противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оно создает преимущественные условия кредитору, хотя превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции. Помимо этого, расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающей в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является также незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон. Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд в решении и постановлении пришел к правильному выводу об удовлетворении иска лишь в размере 318.596,17 руб., расчет которого представляет собой неустойку за просрочку выполнения работ по этапам инженерные изыскания, обмеры, обследования; разработку проектной документации, градостроительной документации; разработку рабочей документации; выполнение строительно-монтажных работ, а в остальной части требования истца удовлетворению не подлежат в силу их несостоятельности, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция."