• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2020 г. N Ф05-5045/20 по делу N А41-69477/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"обязательства по контракту со стороны подрядчика и заказчика были исполнены в полном объеме, а также приняты и оплачены. В соответствии с подписанными сторонами актом о приемке выполненных работ по форме от 03.07.2018 и платежными документами учреждением за вышеуказанные работы было оплачено 1.260,446,49 руб. Спустя год ФКУ "Центральная объединенная база хранения ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации" заключило с ООО "СКБ-Инжиниринг" договор от 09.07.2019 N ЦОБХР-0307 на оказание услуг по проведению строительно-технического исследования (экспертизы). Перед специалистами ООО "СКБ-Инжиниринг" на разрешение были поставлены вопросы: определение объемов конструктивных слоев проездов, оценка соответствия требованиям сметной документации. В связи с проведением независимой экспертизы истец уведомил ответчика телеграммой от 08.07.2019 исх. N ЦБ/15-1131, которая была получена 09.07.2019. Независимой экспертной организацией ООО "СКБ-Инжиниринг" производилось обследование конструктивных слоев дорожного покрытия объекта инв. N 01100037 на предмет фактически выполненных объемов работ. По результатам исследования было составлено экспертное заключение от 12.07.2019 N ЦОБХР-0307 о несоответствии фактически выполненных и оплаченных работ. По утверждению истца, разница между фактически выполненными работами и оплаченными работами составила 105.092,33 руб., которые ответчик обязан выплатить ему в виде убытков. Поскольку в претензионном порядке возникший спор урегулировать не удалось, то истец и обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, в удовлетворении которых было, однако, отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу.

Не согласившись с указанными судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу на предмет их отмены и передачи дела на новое рассмотрение. Однако судебная коллегия не находит оснований для их отмены, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.

Так, в соответствии со ст.740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Статьей 720 ГК РФ установлено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе, немедленно заявить об этом подрядчику. При этом, в силу п.3 ст. 720 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, то заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правомерным вывод суда в обжалуемых актах об отказе в заявленном иске, поскольку материалы дела и собранные доказательства, которым судом в решении и постановлении была дана объективная юридическая оценка, свидетельствует о необоснованности заявленного иска. Так, из п.п.7.4,3.1.5 спорного контракта вытекает, что для проверки соответствия и качества выполненных работ требованиям, установленным контрактом, заказчик обязан провести экспертиз для проверки предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, причем данная экспертиза результатов работ, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами. Следовательно, при приемке работ учреждение было обязано провести экспертизу результатов работ и установить все имеющиеся недостатки, в том числе и те, что касались объема выполненных работ, чего, однако, истцом по неизвестным причинам сделано не было.

При таких обстоятельствах, поскольку акт о приемке выполненных работ был подписан заказчиком без каких-либо замечаний, в том числе по объему работ, а обнаруженные истцом недостатки могли быть установлены заказчиком при способе приемки, который прямо предусмотрен контрактом, при этом оплата по контракту была произведена заказчиком по результатам принятой без замечаний работы на основании утвержденной сметы, предусматривающей объем и стоимость работ, то суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда в обжалуемых актах об отказе в иске, поскольку данные фактические обстоятельства являются основанием для отказа в иске, ибо заявитель жалобы в силу закона - п.п.2-3ст.720 ГК РФ - в таком случае не вправе ссылаться на названные им недостатки работ после их приемки. Следовательно, учитывая вышеизложенное и тот факт, что заявленные истцом требования не были доказаны ни по размеру, ни по факту, ни по праву, то указанное исключает возможность удовлетворения заявленных требований в виде убытков и расходов на оплату экспертизы, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция."