город Москва |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А41-37398/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "УК "Сервис 24": Медведева В.А. (дов. от 17.01.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Госжилинспекции Московской области: Крюкова Д.А. (дов. N 19-И от 17.01.2020 г.);
от третьего лица ООО "УК Август ЖКХ": Акопяна Т.В. (дов. от 27.09.2019 г.), Мисютиной А.А. (дов. N 9 от 08.02.2019 г.);
рассмотрев 14 мая 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК "Август ЖКХ"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 г.,
по делу N А41-37398/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис 24"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Август ЖКХ",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис 24" (далее - ООО "УК "Сервис 24", заявитель) имеет лицензию от 27 апреля 2015 г. N 303 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, выданную Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
05 марта 2019 г. ООО "УК "Сервис 24" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 28 февраля 2019 г. N 1-НТ-2-нп1.1 по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2.
К указанному заявлению обществом был приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 от 21 февраля 2019 г. N 1/2019, в соответствии с которым собственниками помещений указанного многоквартирного дома был избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и выбрана управляющая организация - ООО "УК Сервис 24", а также было принято решение о расторжении ранее заключенного договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Август ЖКХ" (далее - ООО "УК Август ЖКХ", третье лицо).
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Сервис 24" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области Госжилинспекцией Московской области было принято решение от 07 марта 2019 г. N 4937 о приостановлении рассмотрения заявления на срок не превышающий 30 рабочих дней для проведения проверочных мероприятий.
15 апреля 2019 г. Госжилинспекцией Московской области было принято решение N 4937 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления в связи с несоблюдением подпункта "а" пункта 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Считая свои права нарушенными, ООО "УК "Сервис 24" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным решения от 15 апреля 2019 г. N 4937 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления и об обязании Госжилинспекцию Московской области включить многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 в реестр лицензий Московской области, в перечень многоквартирных домов под управлением ООО "УК Сервис 24".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК Август ЖКХ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Сервис 24" обжаловала его в апелляционном порядке.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 г. решение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2019 г. отменено. Признано незаконным решение Госжилинспекции Московской области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 15 апреля 2019 г. N 4937. Суд обязал Госжилинспекцию Московской области рассмотреть заявление ООО "УК "Сервис 24", поданное 05 марта 2019 г., о включении многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 в реестр лицензий Московской области в составе перечня домов под управлением ООО "УК "Сервис 24". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК Август ЖКХ" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на несоответствие представленных обществом документов требованиям, изложенным в подпункте "а" пункта 3 Порядка N 938/пр.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Сервис 24" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом апелляционной инстанции норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "УК Август ЖКХ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госжилинспекции Московской области с кассационной жалобой согласился. Представитель ООО "УК "Сервис 24" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия) (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку обществом был представлен полный пакет документов.
При этом судом установлено, что в подтверждение уведомления собственников о проведении заочного голосования по вопросам, указанным в повестке протокола от 21 февраля 2019 г. N 1/2019, обществом было представлено уведомление о проведении общего собрания и акт от 28 декабря 2018 г. о размещении на информационных стендах в подъездах многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 уведомлений о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Решения общих собраний собственников, оформленные протоколами от 28 декабря 2017 г. N 01/2017 и от 21 февраля 2019 г. N 1/2019, в установленном законом порядке не были признаны недействительными.
Отклоняя доводы Госжилинспекции Московской области о несоблюдении обществом подпункта "а" пункта 3 Порядка (не представлено доказательство определения собственниками места размещения уведомления о проведении собрания; секретарем общего собрания и членом счетной комиссии избран представитель ООО "УК Сервис 24", не являющейся собственником помещения; не представлено доказательство доведения до собственников помещений в многоквартирном доме итогов голосования; не указаны реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещения) суд указал на то, что поскольку представленные обществом документы - решения общих собраний собственников жилья в судебном порядке недействительными признаны не были, ответчик не вправе был признавать их нелегитимными и на этом основании отказывать заявителю во внесении изменений в реестр лицензий.
При этом судом принят во внимание протокол общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Красногорский р-н, с.п. Отрадненское, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 от 28 декабря 2017 г. N 01/2017, в соответствии с которым на повестке общего собрания определялся и был утвержден способ уведомления собственников о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (путем размещения сообщения на информационных стендах каждого подъезда дома) и порядок уведомления собственников о принятых общим собранием решениях (путем размещения информации об итогах голосования на информационных стендах каждого подъезда дома (том 2 л.д. 3 - 11).
На основании изложенного судом сделан вывод о том, что обществом вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, представило все необходимые документы в соответствии с требованиями, установленными Порядком.
Относительно довода Госжилинспекции Московской области о том, что ООО "УК Сервис 24", не являющееся собственником помещений в многоквартирным домом, не могло быть избрано секретарем общего собрания и членом счетной комиссии, судом указано на то, что нормами действующего гражданского и жилищного законодательства соответствующего запрета не установлено, равно как не установлено и требования о том, что секретарем и членом счетной комиссии собрания должен являться исключительно собственник помещения в многоквартирном доме.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Госжилинспекцию Московской области рассмотреть заявление ООО "УК "Сервис 24", поданное 05 марта 2019 г., о включении многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Красногорск, д. Путилково, ул. Новотушинская, д. 2 в реестр лицензий Московской области в составе перечня домов под управлением ООО "УК "Сервис 24".
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводом.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2019 г. по делу N А41-37398/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УК Август ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2020 г. N Ф05-1030/20 по делу N А41-37398/2019