г. Москва |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А40-67909/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Быкова И.Ю. по доверен. от 24.01.2020, Ленчина Н.А. по доверен. от 24.01.2020,
от заинтересованного лица - Макеева Ю.Д. по доверен. от 30.12.2019,
рассмотрев 13 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 23 июля 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 22 ноября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-67909/19,
по заявлению акционерного общества "Промкапитал"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве,
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Промкапитал" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 28 января 2019 года N 77/19-7819 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в ЕГРН в части видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:40.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2019 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо ссылается на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:0.1:0004002:40 общей площадью 20 729 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, вл. 1.2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 (далее - земельный участок). Вид разрешенного использования земельного участка - эксплуатация производственных и складских зданий.
Правительством Москвы 24.07.2018 постановлением N 790-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП" (далее - ППМ N 790-ПП) (Приложение) были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 08.05.2018 N 403-ПП) в соответствии с которым в отношении земельного участка заявителя были установлены следующие виды разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет 5 000 кв. м (4.4.0); размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (3.5.1.0); размещение объектов капитального строительства, предназначенных для профессионального образования и просвещения (3.5.2.0); размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность, за исключением банковской и страховой деятельности (4.1.0); размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6.0).
Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) 27 августа 2018 года Управлению были переданы сведения по территориальной зоне, в которой находится земельный участок общества. По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра территориальной зоне, поставленной на Федеральный кадастровый учет, присвоен N 77.01.1.3806.
Общество 17 октября 2018 года обратилось в Управление через МФЦ района Мещанский с заявлением N 77-0-1-71/3214/2018-1.332 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений видов разрешенного использования земельного участка, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.
Уведомлением от 26 октября 2018 года N 77/18-96559 государственного кадастрового учета изменений земельного участка был приостановлен. Согласно указанному уведомлению часть земельного участка расположена в границах территории объекта культурного наследия. Поэтому в соответствии с п. 1.4.7 Правил землепользования и застройки города Москвы действие установленных правилами градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и (или) их части и объекты капитального строительства, расположенные в границах, соответствующих территориальных зон и подзон территориальных зон, за исключением тех, что: расположены в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. С целью уточнения сведений о виде разрешенного использования земельного участка заявителя направлен запрос в адрес - Министерства культуры РФ.
Общество также обратилось в адрес Министерства культуры РФ с просьбой предоставить сведения о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:40, расположенного по адресу: Москва, Краснопролетарская ул., вл. 16, стр. 1 - 11.
Министерство культуры России письмом от 28 ноября 2018 года N М978-12-02 сообщило, что в соответствии со ст. ст. 9.1 и. 9.2 Федерального закона от 22.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах, культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации полномочия по государственной охране объектов культурного наследия на территории г. Москвы (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р) находятся в ведении Департамента культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие).
Обществом 29 ноября 2018 года были предоставлены в дело N 77-0-1-71/3214/2018-1332 дополнительные документы: копия письма из Министерства культуры РФ от 28 ноября 2018 года N М978-12-02; копия письма из Мосгорнаследия от 17 августа 2017 года N ДКН-16-09-2137/7 о согласовании предпроектного предложения (концепции) реновации территории по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 1.6, стр. 1 - 11.
Управлением 06 декабря 2018 принято уведомление N 77-0-1-71/3214/2018-1332 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета земельного участка в связи с не поступлением ответа из Министерства культуры РФ на запрос, который был направлен ранее.
Обществом 12 декабря 2018 года повторно был направлен запрос N 1206 в адрес Мосгорнаследия с просьбой подтвердить согласование видов разрешенного использования земельного участка заявителя, учтенных ППМ N 790-ПП, с целью передачи в дело о внесении изменений в ЕГРН N 77-0-1-71/3214/2018-1332.
Мосгорнаследие в письме от 10 января 2019 года N ДКН-16-09-4119/8-2 сообщило, что обращение по вопросу согласования изменения видов разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 77:01:0004002:40), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 16, стр. 1 - 11 было рассмотрено. Сведения, относящиеся к компетенции Департамента культурного наследия города Москвы, препятствующие изменению видов разрешенного использования земельных участков в границах, указанных объектов культурного наследия, в Департаменте отсутствуют. Учитывая изложенное Москомнаследие считает возможным, с учетом обеспечения требований к сохранению объекта культурного наследия, изменение видов разрешенного использования с кадастровым номером 77:01:0004002:40. расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 16, стр. 1 - 11 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.07.2018 N 790-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП".
Данное письмо было предоставлено в Управление, что подтверждается описью документов N 77-0-1-71/3133/2019-18 от 15 января 2019 года.
Обществом 27 декабря 2018 года был повторно направлен запрос N 1228 от 26 декабря 2018 года в адрес Министерства культуры РФ с просьбой предоставить ответ на запрос ответчика от 06 декабря 2018 года N 11-5310/2018 для проведения регистрации по делу N 77-0-1-71/3214/2018-1332 от 17 октября 2018 года.
Министерство культуры РФ 16 января 2019 года предоставило письмо N 297-12-02 в адрес ответчика, согласно которому указано, что в связи с обращением от 23 ноября 2018 года N 17-10756/2018 по вопросу предоставления информации в отношении земельного участка полномочия по государственной охране объектов культурного наследия на территории г. Москвы, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р находятся в ведении Мосгорнаследия.
Обществом 18 января 2019 года были предоставлены в дело N 77-0-1-71/3214/2018-1332 дополнительные документы: оригинал письма Министерства культуры РФ от 16 января 2019 года N 297-12-02 в адрес ответчика; копия запроса в адрес Мосгорнаследия от 12 декабря 2018 года N 1206; копия письма-ответа из Мосгорнаследия от 10 января 2018 года.
Кроме того, обществом 22 января 2019 года была предоставлена в дело N 77-0-1-71/3214/2018-1332 копия согласования от 12 октября 2018 года N ДКН-056601-000193/18 проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия общества.
Управлением 28 января 2019 года было вынесено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости N 77/19-7819 со ссылками на статью 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений.
Не согласившись с вышеуказанным уведомлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанции исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 8 ЗаконаN 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ и п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ правообладатель земельного участка свободен в выборе основных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Исходя из положений части 2 статьи 34 ГрК Москвы документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются Правила землепользования и застройки.
Подразделом 2.2.1 Правил землепользования и застройки, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, предусмотрен порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных решений и согласований.
В соответствии с пунктом 2.1.1.2 Правил землепользования и застройки градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, требований охраны объектов культурного наследия (подпункт 5).
Согласно части 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Как следует из пункта 5 части 5 стать 8 Закона N 218 сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах территории объекта культурного наследия, подлежат включению в кадастр недвижимости однако судами установлено, что такие сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:40 в кадастре недвижимости отсутствуют.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что обществом в Управление были представлены исчерпывающие сведения об отсутствии расположения спорного земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону и нарушении им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии нарушения прав заявителя на дату принятия решения суда первой инстанции в связи с осуществлением государственного кадастрового учета изменений видов разрешенного использования земельного участка, аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2019 года по делу N А40-67909/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ и п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ правообладатель земельного участка свободен в выборе основных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Исходя из положений части 2 статьи 34 ГрК Москвы документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются Правила землепользования и застройки.
Подразделом 2.2.1 Правил землепользования и застройки, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, предусмотрен порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
...
Согласно части 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2020 г. N Ф05-2173/20 по делу N А40-67909/2019