г. Москва |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А40-223089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: Ромашков О.О., по доверенности от 30 04 2019,
рассмотрев 14 мая 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2019 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года,
по заявлению ООО "АВЛА"
к ГУ Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВЛА" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 1) (далее - фонд, учреждение) с требованием о признании недействительным уведомления от 20.05.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов, ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 1) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Фонд указывает, что представление Обществом документов, обосновывающих его фактический вид деятельности, с нарушением установленного срока, исключает признание уведомления незаконным.
В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Явившийся в судебное заседание представитель Фонда поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства заявитель, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы явившегося в судебное заседание представителя Фонда, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении дела судами установлено, что Фонд ввиду отсутствия представления страхователем в срок до 15.04.2019 сведений подтверждающих осуществления основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2019 год в соответствии с п. п. 5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции действующей с 26.02.2017 (далее - Правила), самостоятельно установил для заявителя с января 2019 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой тариф) в размере 0,9 процентов, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (8 класса), соответствующего виду экономической деятельности указанному в ЕГРЮЛ "производство кровельных работ" (код ОКВЭД 43.91), о чем сообщил страхователю в направленном ему уведомлении от 20.05.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление).
Страхователь, до вынесения уведомления направил 19.04.2019 в Фонд документы предусмотренные пунктом 3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) для подтверждения вида экономической деятельности на 2018 год - заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности.
Согласно указанным заявлению и справке-подтверждению основным видом деятельности общества в 2018 году был "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (код ОКВЭД 56.10), соответствующая 1-му классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2 процента на основании Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", распространяющего свое действие на 2017-2019 годы в силу Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ.
Фонд, рассмотрев обращение и приложенные к нему документы, вынес оспариваемое уведомление от 20.05.2019.
Общество, оспаривая законность вынесенного фондом уведомления, указал, что исполнил обязанность предусмотренную Правилами и порядком, представил заявление и справку-подтверждение основного вида деятельность, нарушение установленного указанными нормативными актами срока представления сведений не может лишить страхователя права применять страховой тариф соответствующий реально осуществляемому им основному виду деятельности, которую фонд должен определить при вынесении уведомления не на основании данных ЕГРЮЛ, а на основании имеющихся у него данных о страхователе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", правовой позицией установленной в Определениях СКЭС ВС РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, удовлетворил требования общества, и исходил из недействительности оспариваемого ненормативного акта.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы устанавливаются ежегодно федеральными законами дифференцируются по классам профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Пункт 8 Правил предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок, согласно пункту 2 которого основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размера страхового тарифа, соответствующего этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с позицией установленной в Определениях СКЭС ВС РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых фонд, с учетом их оценки, обязан принять решение об определении размера страхового тарифа, с учетом данных документов.
Судами установлено, что страхователь с нарушением установленного срока, после 15.04.2019, представил Фонду документы, подтверждающие основной вид деятельности за 2018 год, включая заявление, справку, бухгалтерский баланс, регистры бухгалтерского учета по коду ОКВЭД 56.10.
Однако, как правильно указано судами, действия Фонда, фактически отказавшегося в проверке указанных документов и пересмотре страхового тарифа являются необоснованными.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель в подтверждение правомерности применения страхового тарифа на 2019 год в размер 0,2% соответствующий 8 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 56.10, представил в материалы дела и передал Фонду следующие документы:
- бухгалтерский баланс со всеми приложениями за 2018 год на 01.01.2019 с указанием в нем кода вида экономической деятельности ОКВЭД 56.10;
- уведомления о страховом тарифе на 2015-2018 год, также с указанием вида основной деятельности по коду 56.10;
- регистры бухгалтерского учета по учету доходов (выручки) от реализации товаров (работ, услуг), из которых следует, что 100% выручки приходится на реализацию услуг, соответствующей коду ОКВЭД 56.10.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что указанные документы полностью соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете, документально подтверждают фактическое осуществление заявителем в 2018 году основного вида деятельности по коду ОКВЭД 56.10, в связи с чем, сделали правильные выводы, что страхователь при представлении в Фонд документально подтвердил обоснованность применения на 2019 год страхового тарифа в размере 0,2% соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 56.10.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
По существу, доводы изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая оценка.
Довод Фонда о необоснованном взыскании с него судом первой инстанции в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы (к которым относится и государственная пошлина), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
То обстоятельство, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены оспариваемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года по делу N А40-223089/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", правовой позицией установленной в Определениях СКЭС ВС РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, удовлетворил требования общества, и исходил из недействительности оспариваемого ненормативного акта.
...
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы устанавливаются ежегодно федеральными законами дифференцируются по классам профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2020 г. N Ф05-5245/20 по делу N А40-223089/2019